Айфоном сыт не будешь!
Qazaq24.com, со ссылкой на сайт Time.KZ, информирует.
Глава Нацбанка объяснил, почему казахстанцам стоит меньше тратить и больше копить
Национальный банк в пятницу принял решение поднять базовую ставку с 16,5 до 18 процентов - впервые за полгода. Главный банкир страны Тимур СУЛЕЙМЕНОВ признал, что теперь банковские кредиты подорожают, но уверен: казахстанцы должны "умерить свои нужды" и перестать воспринимать кредиты как источник жизни.
Нацбанк снова закрутил монетарные гайки. И, судя по всему, на этом регулятор останавливаться не собирается.
- Если понадобится, если придется, будем повышать ставку и в ноябре, - предупредил Сулейменов на брифинге в пятницу.
Журналисты спросили, как это решение скажется на жизни простых казахстанцев.
- Постараюсь объяснить более просто. В результате повышения базовой ставки вырастут рыночные ставки по кредитам и депозитам. То есть тот, кто берет кредит, для него это станет менее выгодным. Тот, у кого есть депозит, станет получать немного больше, - пояснил Сулейменов.
По его словам, главная цель - остудить потребительский спрос.
- Мы стимулируем сберегательную, а не потребительскую модель поведения граждан. Мы видим, что экономика растет очень быстро - 6,5 процента при среднем росте за 10 лет около 3 процентов. Мы боимся перегрева, - заявил он.
Но вопросы журналистов касались не макроэкономики, а повседневной жизни. Как людям оплачивать лечение, образование, ремонт, если кредиты становятся недоступными? Ответ Сулейменова прозвучал жестко:
- Нужно исходить из своих возможностей. Смотреть на кредиты как источник финансирования жизненных потребностей - это неправильно. Если не получается зарабатывать больше, значит, нужно потреблять соответственно. А смотреть на кредит как недостающий источник исполнения своих нужд - это очень плохая личная финансовая стратегия. Нужно разделять, что действительно является базовой нуждой. Айфон - это базовая нужда? Телевизор на 55 дюймов - базовая нужда? Людей, которые действительно берут кредиты до зарплаты, их немного. Тех, кто берет вещи, которые можно было бы не брать, - их большой процент.
По его словам, повышение ставки и сокращение легких кредитов должны "помочь казахстанцам стать более дисциплинированными в личных финансах".
- Лучше отложить, положить на депозит, накопить год-два-три - и потом отправить ребенка в университет или расширить квартиру, - сказал он.
Таким образом, Нацбанк намерен сдерживать спрос, поощрять сбережения и удерживать инфляцию под контролем - даже ценой временного охлаждения потребительского рынка.
- Нам это дается непросто. У нас много критиков. Нам приходится проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику, чтобы прибить цены, чтобы инфляция перестала расти по 1,2 процента только за месяц, чтобы она перестала быть 13 процентов. У нас есть "ястребы", которые хотели на обсуждениях, чтобы базовая ставка была вообще 22 процента! Но по итогам остановились на отметке 18 процентов. Если честно, супержестко мы не ужесточаем, возвращаем ту жесткость, которая была утрачена в связи с ростом инфляции и снижением курса, - подвел итог Сулейменов.
На брифинге спикер объявил и о том, что регулятор сейчас пересматривает подходы к ипотечному кредитованию. По словам Сулейменова, ставка по ипотеке в Казахстане не должна превышать 20 процентов.
- Мы взяли время, чтобы пересмотреть методологию. Когда человек берет ипотечный кредит на 10-15 лет под 20 процентов, переплата получается колоссальной. В ноябре мы должны принять решение. У нас с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка консолидированная позиция: 20 процентов - это достаточный уровень. Если банки хотят продавать ипотеку под 25 процентов - извините, этого не будет, - подчеркнул Сулейменов.
С его слов, банки не получали никаких указаний приостанавливать ипотеку - решение о заморозке они приняли самостоятельно, опасаясь роста неплатежей.
- У нас рыночная экономика. Видимо, банки понимают, что ипотека по таким высоким ставкам может привести к тому, что заемщик просто не сможет платить. Исходя из этого риска, они и действуют осторожнее, - пояснил глава Нацбанка.
Регулятор, по его словам, ищет компромиссные варианты. Рассматривается возможность послаблений для тех, кто готов внести больший первоначальный взнос или оформить ипотеку на короткий срок.
- Если человек говорит: "Я внесу 80 процентов первоначального взноса, а оставшиеся 20 процентов возьму под 25 процентов всего на пять лет" - таким, наверное, можно разрешить. Но базово: если маленький взнос и длинный срок, то 20 процентов останется пределом, - добавил он.
Далее глава регулятора ответил сразу на три животрепещущих вопроса - о частых редизайнах тенге, новом здании Нацбанка и даже о паспорте Казахстана.
- Дизайн тенге не менялся часто за всю историю независимости. С введения национальной валюты прошло 32 года, и за это время он менялся всего трижды: первые тенге, потом - в 2010-е годы и сейчас, в 2020-е, - сказал Сулейменов, комментируя жалобы казахстанцев в соцсетях на частую смену дизайна тенге.
Он подчеркнул, что обновление купюр продиктовано не модой, а соображениями безопасности:
- Кто-то говорит: вот, доллар в XIX и XX веках был одинаковый. Ну, понятно, у каждой страны свой выбор. Первоначальные купюры и по дизайну, и по защите даже близко не стояли с нынешними. Тогда мы были молодой страной и не имели таких возможностей.
При этом никаких дополнительных средств на редизайн не выделялось.
- Все делает внутренняя команда Национального банка, которой мы просто платим зарплату. Никаких дополнительных денег не тратили. И я хотел бы, чтобы разговор на эту тему был конечным, - подчеркнул Сулейменов.
Он также рассказал, почему именно специалисты Нацбанка были привлечены к созданию нового дизайна казахстанского паспорта.
- У нас есть собственная дизайнерская группа. Некоторые из ее участников работали еще над первыми тенге - это уважаемые специалисты. Поэтому государственный советник пригласил их к проекту по паспорту, - объяснил он.
По его словам, логика проста: принципы защиты и графического оформления у купюр и паспорта схожи.
Напомним, ранее госсоветник Ерлан КАРИН в соцсетях сообщил, что в феврале началась разработка нового дизайна казахстанского паспорта, а в проекте участвуют ведущие специалисты Нацбанка.
Журналисты также поинтересовались у Сулейменова стоимостью нового здания Нацбанка в Астане:
- Здание завершено, техническое открытие уже состоялось. Надеюсь, что до конца октября мы полностью переедем. Мы считаем, что здание будет одним из если не жемчужин, то памятных зданий в столице нашей страны. Его разрабатывало архитектурное бюро всемирно известной Захи ХАДИД. В Центральной Азии нет ни одного здания, спроектированного этим бюро!
А вот потраченную на него сумму он называть не стал. Эта информация, по его словам, находится под грифом "секретно". При этом Сулейменов подчеркнул, что возводилась жемчужина архитектурной мысли исключительно за счет бюджета Нацбанка.
Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана


