Единая Евразия возможна экономист о Казахстане и России
Согласно материалам сайта Liter.KZ, передает Qazaq24.com.
Казахстан и Россия планируют довести товарооборот до 30 млрд долларов. Достигнуть цели намерены в самое ближайшее время. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев в ходе переговоров с Владимиром Путиным. Президент Российской Федерации, в свою очередь, отметил поступательное развитие казахско-российских отношений. Ключевые направления взаимовыгодного партнерства обсудили с российским экономистом и финансовым аналитиком Александром Разуваевым, передает Liter.kz.
- Александр Юрьевич, Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что для казахстанской стороны государственный визит в Российскую Федерацию – пожалуй, основное событие нынешнего года. Как Вы оцениваете экономическую повестку встречи на высшем уровне?
- Идея создания единого рынка между Казахстаном и Россией возникла давно. Изначально, если брать середину 90-х годов, почти весь внешнеторговый оборот РК приходился на РФ. Даже Китай тогда занимал не более 5%, если не ошибаюсь. Сейчас, конечно, ситуация меняется. Но, несмотря на то что Российская Федерация находится под санкциями, идею единого рынка стоит развивать. Она продолжает рассматриваться. Многие финансисты считают, что тенге привязан к рублю. Я надеюсь, что мы когда-нибудь увидим евразийскую валюту – что-то вроде евро или “алтын”, как я его назвал. По крайней мере, в документах, подписанных в 2014 году в Алматы, создание Евразийского центрального банка предусмотрено. И никто эти договоренности не отменял. Поэтому я надеюсь, что рано или поздно это реализуется, возможно, когда с России будут сняты основные санкции. Потому что пока действуют санкции, создавать что-то подобное достаточно сложно.
- Глава государства отметил важность стратегического партнерства с Россией. Насколько сегодня экономические отношения двух стран соответствуют этому определению? В каких сферах сотрудничество наиболее эффективно?
- На самом деле – во всех сферах. По той простой причине, что Казахстан – это достаточно крупная экономика. Об этом мало где пишут, но сегодня многие специалисты с отличным западным образованием не могут найти работу в Москве, Петербурге или Казани. Поэтому российские брокеры, инвестиционные аналитики, архитекторы, IT-специалисты работают сейчас в Астане и Алматы. К примеру, сын моего знакомого, работает в строительном секторе. Позвонил и сказал: “Папа, только не ругайся – я остаюсь в Алматы навсегда, я женюсь”.
Я считаю, что ключевыми направлениями остаются сфера ОДКБ, военное сотрудничество, IT-сектор и, конечно, нефтегазовая отрасль – ее никто не отменял. Я не знаю, какая сейчас судьба активов “Лукойла” в Казахстане, потому что исторически компания была там хорошо представлена. Но я надеюсь, что эти активы так или иначе продолжат работу. Многие меня спрашивают: стоит ли покупать эти акции? Сам “Лукойл” по своей сути – это Западная Сибирь, эти месторождения остались. Акции сильно просели, но, вероятно, в долгосрочной перспективе их стоит покупать. Я всегда говорю, что оценка Московской биржи очень занижена, всего 25% от ВВП. Инвесторы из Казахстана могут вкладываться во что угодно. Казахстан считается дружественной страной. Думаю, что когда-нибудь Евразия должна быть единой. Прежде всего – единая валюта, единая внешняя и оборонная политика. Для меня, как для гумилёвца, очень важный момент, что в Астане есть университет Л.Н. Гумилева. Потому что именно он написал будущую идеологию Евразии.
Вообще, Казахстан и Россия похожи не только по структуре экономики – сфера услуг, нефтянка, металлургия – но и как общества. Обе страны – это русско-тюркские общества, хотя и в самих русских всегда была значительная тюркская составляющая. Есть еще один момент: все любят говорить, что Казахстан и Россия – это осколки Советского Союза. Это понятно. Но, кроме того, они – и осколки Золотой Орды. Москва вышла именно из Золотой Орды. Кстати, сегодня дата, когда, как говорят, Москва “сбросила ордынское иго”. Но на самом деле она его не сбросила. Москва просто перестала платить налоги в Большую Орду. Потому что почувствовала, что уже достаточно сильна и может себе это позволить.
- Казахстан активно продвигает идеи создания совместных производственных цепочек. Как Вы оцениваете промышленный потенциал двух государств?
- Прежде всего – общая энергетика, во всех ее аспектах. Это и “Росатом”, где Россия сотрудничает с Китаем. Это и проекты “Газпрома”. Энергетическая сфера остаётся ключевой, хотя сегодня это уже не та история, что была 30 лет назад. Сейчас идет конкуренция – со стороны Турции, КНР, Южной Кореи. Казахстан серьезно вырос благодаря иностранным инвестициям и очень благоприятному инвестиционному климату. Это – большой плюс. В этом году, по оценке ВВП на душу населения, Казахстан немного превзошел Россию. Это во многом является показателем качества жизни. И, конечно, важнейший момент – в России в мае каждого года проходит Исламский финансовый форум в Казани. А в 2023 году в четырех регионах – Чечне, Дагестане, Татарстане и Башкортостане – уже работает исламский банкинг. В этом году присоединяются другие регионы. На Исламском финансовом форуме всегда представлена большая делегация из Казахстана и Кыргызстана. Соответственно, я считаю, что исламские финансы нужно рассматривать как перспективную альтернативу. Я пока не очень понимаю, почему на Московской бирже до сих пор нет исламских финансовых инструментов.
Некоторые пишут, что Россия может захотеть построить новую столицу. Обсуждается идея: новая столица России может быть построена на Алтае. В качестве примера приводят Астану в Казахстане. Алтай — прародина тюрков. Если все это так, то я думаю, что РК как первая страна в тюркском мире вполне может принять участие в этом проекте. Почему первая? Да, в Турции больше населения, но я не хочу обидеть турок. Один из титулов турецкого султана – император Византии. В них очень много греческой и славянской крови. Правильная тюркская история – это Золотая Орда. Хотя турки, конечно, тоже весьма энергичный народ, они развиваются быстро. Если они захотят присоединиться к евразийскому рынку – милости просим. Так же как и Азербайджан, Узбекистан. Думаю, и Беларусь не будет против. Кто-то спрашивает насчет Ирана. Я не знаю. Во-первых, Иран находится под санкциями из-за своей внешней политики. Во-вторых, ключевые решения там принимают аятоллы. Я хорошо отношусь к исламу, но у них очень своеобразное мышление – они крайне закрытые. Кстати, я общался с их делегацией на исламском финансовом форуме. Они были очень закрыты, не дай бог что-то скажут лишнего. В отличие от всех остальных – там были саудиты, эмиратцы, делегации из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Азербайджана – с ними можно было спокойно говорить, обсуждать все.
- Каков потенциал транспортно-логистических проектов между двумя странами?
- Потенциал хороший. Во-первых, это транзит товаров из Китая в Россию. Во-вторых, поставки энергоносителей из Казахстана в Европу до сих пор частично проходят через территорию России. Так что логистика – это действительно очень важное направление. Вообще, достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: Казахстан – одна из самых больших стран в мире. Ну и, конечно, сюда добавляются такие важные направления, как добыча урана, производство металлов. Это уже стало привычной частью экономики, но тем не менее – все это остается крайне важным. И я, кстати, удивлен, почему в Москве нет нормального крупного казахстанского государственного банка, который бы занимался всем, в том числе и биржевой деятельностью. У Азербайджана, например, есть “Москва-Банк”. Думаю, что у Казахстана что-то подобное тоже должно быть. Можно назвать его – “Астана-Москва”, “Москва-Астана”. Я бы, конечно, что-нибудь выбрал из ордынского, к примеру, “Сарай-Берке” – как у меня называется телеграм-канал. Все зависит от желания.
Я новости смотрел, как господина Токаева достойно принимают в Москве – вот она, единая Евразия. Это честь, оказанная российским руководством. Как русский, я могу об этом говорить. У нас, к сожалению, в последние годы появились непонятно откуда русские националисты и туркофобы. Но они могут, как пишут в интернете, пойти биться головой об стену, потому что власть в России все-таки сильная, популярная и показывает, что поворот на Восток – это не только слова, а реальные дела с Китаем и Индией. Надеюсь, что власть их прижмет. Вообще, любой национализм – это прежде всего враг собственных народов. Я, кстати, много раз был и в Астане, и в Алматы. Не видел никакого национализма, мне всегда было очень приятно. Могу свою позицию высказать: если ты постоянно живешь в Казахстане, то должен на приемлемом уровне, естественно, знать казахский язык. В противном случае – ты просто глупец. Оказавшись в чужой стране, если ты не глупый, то на автомате начинаешь учить слова. То есть ты понимаешь, где и что сказать. Я не считаю, что это сложно. Поэтому любой русский, конечно, должен знать казахский язык. Это, кстати, окно во все тюркские языки: татарский, азербайджанский, а турецкий вообще считается родственным. Поэтому главное – уважать себя и других.
- Как Вы оцениваете роль Казахстана как экономического “моста” между ЕАЭС, Китаем и странами Южной Азии? Насколько это выгодно России?
- Это очень выгодно с точки зрения маржинальности. Причем под глобализацией не следует понимать только англосаксонскую модель – Америку или Великобританию. Глобализация может быть разной. Это естественное развитие технологий: транспортных, финансовых, телекоммуникационных. В Центральной Азии существует свой, особый цикл глобализации. Торговля и логистика здесь играют ключевую роль. Китайская экономика – крупнейшая в мире и ориентирована на экспорт. Без развитой логистики никуда не деться. Опять-таки, если бы инвестиционный климат в Казахстане был плохим, люди старались бы его избегать. Но поскольку инвестиционный климат здесь хороший, логистика успешно функционирует.
В целом, развитие партнерства Казахстана и России идет эволюционно и постепенно. К сожалению, санкции сдерживают процесс, ведь РФ находится под ними. Как только санкции будут сняты, можно ожидать серьезных прорывов. А пока все будет идти примерно так, как сейчас. И, повторюсь, это уже неплохо. Можно говорить о различных нефтяных историях, например, о “Татнефти” в Татарстане и “Башнефти” в Башкирии, которая является дочерней компанией “Роснефти”. Все это для нас очень интересно с разных точек зрения. К счастью, интеграция и развитие идут в положительном направлении. И вообще, невидимая рука рынка – это лучшая интеграционная история, намного эффективнее любых официальных договоренностей.
- В чем заключается важность подписания Декларации о переходе отношений Казахстана и России на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества?
- Есть СНГ, есть Евразийский экономический союз. У России с Беларусью очень плотные отношения, несмотря на некоторые сложности в последнее время. С Азербайджаном тоже довольно тесное сотрудничество. И коридор с Севером – торговля с Ираном и Индией, и прочие моменты. Соответственно, с Казахстаном тоже. Если у нас будет отдельная интеграционная история, это будет очень хорошо, потому что СНГ сейчас фактически потерял свою значимость. А такая интеграция – это очень правильное направление. Дай Бог, чтобы все получилось. Еще одна тема, которая пока не раскручена – это туризм. Алматы – прекрасный город, туда можно съездить, на могилу Джучи, там всё очень масштабно и впечатляюще. Было бы желание.
- Насколько в укреплении отношений между странами важна личная дипломатия глав государств?
- Вообще, дипломатия подразумевает вежливость. Это традиция, которая уходит корнями еще к Чингисхану и неприкосновенности послов – это обязательно. Но здесь, мне кажется, есть нечто большее – искреннее уважение. Не просто формальность и необходимость улыбнуться, потому что так надо, ведь работа такая – со всеми встречаться. Здесь мы видим настоящую симпатию между двумя лидерами – Касым-Жомартом Токаевым и Владимиром Путиным, и она, безусловно, является залогом нашего экономического сотрудничества и дальнейшей интеграции. Президенты Казахстана и России смотрят в одну сторону. Роль личности в истории очень важна. Я думаю, что и господин Токаев, и господин Путин понимают: с одной стороны, очень жаль, что СССР ушел в прошлое, но вернуть его в том виде невозможно. Интеграция возможна только на новых принципах – прежде всего в экономике, с единой валютой, как я уже говорил. Что касается идеологии, то для меня важен Лев Николаевич Гумилёв – его книга “Древняя Русь и Великая Степь” – одна из лучших, которые я когда-либо читал. Кстати, стоит отметить, насколько близки наши страны. В 2017 году мне нужно было купить в подарок “Жестокий век” Калашникова. Я заказал его в российском интернет-магазине, мне его привезли. Я смотрю – издание было “Алматы”. Вот, пожалуйста. Повторюсь, мы имеем общие ордынские корни. Я считаю, что у нас очень много общего. Дай бог, чтобы это общее прошлое определило и наше общее будущее.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:55
Эта новость заархивирована с источника 12 Ноября 2025 20:58 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые


















