Эффективная защита бизнеса залог устойчивого роста экономики
Как передает Qazaq24.com, со ссылкой на сайт Kazpravda.KZ.
– Каирбек Шошанович, какие меры государственной поддержки оказывают положительное влияние на развитие предпринимательства?
– Президент Касым-Жомарт Токаев в своих выступлениях неоднократно подчеркивал важность системной поддержки предпринимательства. В частности, Глава государства указывает на необходимость создания справедливой и предсказуемой предпринимательской среды, снятия административных барьеров, активного стимулирования частной инициативы, снижения доли прямого участия государства в экономике, создания равных условий для всех представителей бизнеса.
По поручению Президента разрабатываются программы поддержки малого бизнеса, расширяющие доступ к инструментам господдержки.
В Казахстане система защиты прав предпринимателей формируется в рамках модели активного участия государства в экономических процессах. Основу правового регулирования составляют Конституция, а также Предпринимательский и Административный процедурно-процессуальный кодексы. Существенное значение имеет законодательно закрепленный принцип презумпции добросовестности предпринимателя.
За последние годы в республике проделана значительная работа по созданию правовых и организационных механизмов защиты бизнеса. Внедрение административной юстиции и кассационной инстанции значительно укрепило механизмы правовой защиты предпринимателей. Доля судебных решений в пользу граждан и бизнесменов выросла до 60%.
Административные суды ориентированы на разрешение споров «гражданин (бизнес) – государство» и обладают необходимыми инструментами для оценки законности управленческих решений. Передача публично-правовых споров в их ведение позволила обеспечить единообразие судебной практики и правовую определенность.
Вместе с тем еще сохраняется необходимость в дальнейшем повышении правовой культуры представителей госорганов и устранении формального подхода при рассмотрении споров, особенно на уровне региональных чиновников.
– Расскажите, чем занимаются советы по защите прав предпринимателей НПП «Атамекен» и как они могут помочь обычному бизнесу?
– Национальная палата предпринимателей «Атамекен» и созданная при ней система советов по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, которую я возглавляю вот уже десять лет, стали важной площадкой для принятия сбалансированных решений и разрешения споров между государством и частным сектором.
В начале 2017 года был создан Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при НПП (далее – Республиканский совет) и советы по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при региональных палатах (далее – региональные советы). Их работа направлена на оперативное и системное реагирование на нарушения прав предпринимателей, а также на публичное освещение проблемных вопросов.
В среднем в год около 85% вопросов, рассмотренных региональными советами, связаны с малым предпринимательством – это приоритет нашей работы.
В рамках экозащиты бизнеса советы взаимодействуют с органами прокуратуры, службами экономических расследований, Агентством по защите и развитию конкуренции, другими государственными и правоохранительными структурами.
К примеру, прокуратура непосредственно вовлечена в защиту прав бизнеса и правомочна отменять незаконные проверки и акты контролирующих органов.
Так, в 2022 году прокуроры провели ревизию всех досудебных расследований в отношении предпринимателей. За этот период прекращено более 360 уголовных дел в сфере экономики. Число новых уголовных дел против предпринимателей сократилось в 2,5 раза.
Прокуратура проверяет законность начала досудебного расследования против предпринимателей в течение одного дня, а далее каждые 15 дней контролирует законность ведения следствия. Предприниматели могут обращаться в мобильные группы прокуратуры по защите прав бизнеса – они работают круглосуточно, реагируют на жалобы, отменяют незаконные штрафы и необоснованные проверки.
Важный аспект работы Агентства по финансовому мониторингу – применение риск-ориентированного подхода. Это означает, что внимание концентрируется на операциях и субъектах с повышенной вероятностью нарушения закона. Такой подход позволяет снизить административное давление на малый и средний бизнес.
В целом в вопросе уголовного преследования предпринимателей выделены три основные проблемы: регистрация уголовных дел по гражданско-правовым спорам, применение норм об ОПГ к коммерческим организациям и аресты предпринимателей. Поэтому взаимодействие с правоохранительными органами по защите интересов предпринимателей в уголовном процессе нельзя недооценивать.
Неплохо организовано взаимодействие региональных советов и с акиматами. Например, в Акмолинской области по инициативе главы региона Марата Ахметжанова последовательно наращиваются объемы льготного кредитования, в том числе через механизмы фонда «Даму». Увеличение средств областного бюджета на субсидирование процентной ставки до двух миллиардов тенге существенно снижает стоимость заемного капитала для бизнеса и повышает инвестиционную активность в регионе.
По итогам минувшего года просубсидирован 681 проект на 8,9 миллиарда тенге, выдано 258 гарантий на 4,7 миллиарда тенге. Это позволяет говорить о масштабном охвате предпринимательского сектора, а не о точечной поддержке. По программе «Кең дала 2» кредиты на сумму свыше 100 миллиардов тенге получили 664 сельхозпроизводителя.
Акимом Астаны Женисом Касымбеком выстроена эффективная система поддержки бизнеса, ориентированная на результат. Большинство обращений предпринимателей рассматривается и решается в сжатые сроки. Из 51 вопроса, поднятого на итоговой встрече с бизнесом, 48 были решены положительно.
Взаимодействие столичного акимата с советом региональной палаты носит прикладной характер: это регулярные встречи с заместителями акима, адресная проработка отраслевых проблем, конкретные решения по финансированию, инфраструктуре, подключению к сетям, налоговым и кадровым вопросам. Такой подход де-факто снижает административные барьеры и создает предсказуемые условия для развития бизнеса в мегаполисе.
– Какие решения выносят возглавляемый вами Республиканский совет и региональные советы? Какова их эффективность?
– Наши рекомендации содержат как предложения концептуального характера – по изменению действующего законодательства или правоприменительной практики, так и по проведению проверок конкретных фактов нарушения законности и восстановления нарушенных прав отдельных предпринимателей.
Информация о выявленных коррупционных рисках регулярно направляется нами Премьер-министру и в Администрацию Президента, что позволяет значительно расширить круг должностных лиц, привлекаемых к рассмотрению рекомендаций совета. По каждому его решению Аппарат Правительства направляет в госорганы поручения для рассмотрения, принятия необходимых мер и последующего исполнения в установленные сроки.
Можно привести немало случаев, когда решения советов показали свою эффективность. К примеру, в 2024 году Агентством по защите и развитию конкуренции была поддержана рекомендация совета о разгосударствлении автобусных парков, в уставном капитале которых имеется государственное участие.
По итогам заседания совета о контрольной и надзорной деятельности госорганов в условиях отмены моратория на проведение проверок Генеральной прокуратурой поддержана наша рекомендация о проведении анализа и исследования причин роста регистрации проверок в первом квартале 2024 года. Министерство здравоохранения, внеся изменения в свой приказ, устранило монополию на рынке закупа экспресс-тестов на ВИЧ.
Рассмотрев жалобы предпринимателей РГП «Еңбек», МВД начало погашать задолженности и провело аудит финансово-хозяйственной деятельности. По нашей инициативе восстановлено право землепользования ТОО «REAL» в Караганде. Миннацэкономики и Минздрав внесли изменения в совместный приказ в части корректировки содержания Проверочного листа в отношении дошкольных учреждений. После рассмотрения на заседании совета проблемных вопросов налогового администрирования отменены налоговые проверки и камеральный контроль.
Министерство транспорта поддержало нашу рекомендацию о внесении в Правительство предложений по дальнейшему применению статьи 38-1 Закона «Об автомобильном транспорте» при введении запрета на эксплуатацию самосвалов, а также по мерам защиты интересов собственников и арендаторов таких машин для минимизации негативных экономических и социальных последствий.
Если говорить о региональных советах, то ими в 2024–2025 годах рассмотрено свыше тысячи насущных вопросов. В государственные и местные исполнительные органы направлено 2 189 рекомендаций, из которых 1 885 получили поддержку. Из 255 предложений по ответственности должностных лиц-нарушителей принято 185.
Благодаря вмешательству совета РПП Астаны, 159 субъектов предпринимательства получили выплаты по задолженности ФМС на общую сумму 13 миллиардов тенге. Совет Восточно-Казахстанской области успешно защитил интересы ТОО «Мойылды-Байконур» – отечественного инвестора в молочном животноводстве, что позволило отозвать иск АО «СПК «Ертіс» более чем на пять миллиардов тенге.
Совет Абайской области добился возмещения затрат ТОО «Фирма Азия» на инженерно-коммуникационную инфраструктуру для десяти жилых домов в Семее в размере более чем 1,6 миллиарда тенге. В Атырауской области удалось отстоять права предпринимателей – им возместили свыше трех миллиардов тенге после отзыва исков, направленных против договоров аренды и купли-продажи земельных участков.
– Каирбек Шошанович, с какими проблемами обычно сталкивается защита бизнеса?
– Практика показывает: ключевые риски для бизнеса по-прежнему связаны с административным давлением, избыточным регулированием, неоднозначным толкованием норм и коррупционными проявлениями на уровне правоприменения. Именно поэтому современный институт защиты бизнеса должен выходить за рамки рассмотрения индивидуальных жалоб.
Согласно независимому рейтингу «Деловой климат», ограниченный объем льготного финансирования и чрезмерная бюрократия остаются главными барьерами для малого бизнеса. Эти проблемы не могут быть решены точечно – они требуют комплексных и институциональных решений. Поэтому мы всегда стремимся рассматривать не только индивидуальные жалобы предпринимателей, но и решать системные вопросы.
К примеру, в течение 2024–2025 годов на Республиканском совете обсуждались проблемные вопросы, возникающие при проведении государственных закупок и закупок в квазигоссекторе; в земельных отношениях и налогообложении; государственных и естественных монополиях; ГЧП и разных областях экономики.
Так, отсутствие открытого доступа к критериям системы управления рисками долгое время оставалось серьезным барьером. И НПП последовательно выступала за их раскрытие, подчеркивая, что бизнес должен четко осознавать, по каким правилам и причинам к нему применяются инструменты налогового администрирования.
Наш совет выступает ключевым звеном в процессе улучшения регуляторной среды, фокусируясь на экспертизе нормативных правовых актов, мониторинге правоприменения, выработке предложений по совершенствованию регулирования. Это способствует минимизации административного давления и внедрению транспарентных механизмов взаимодействия бизнеса и государства.
В своей работе мы сталкиваемся с тем, что действующее законодательство зачастую носит разрозненный характер и отстает от динамики рыночных процессов. Основными болевыми точками являются внутренние противоречия правовых актов, дефицит четкого регулирования в отдельных сферах и неоднозначная правоприменительная практика, что в совокупности затрудняет ведение бизнеса.
Отдельного внимания заслуживает практика принятия узковедомственных решений министерств и ведомств, которые нередко разрабатываются без учета межотраслевых последствий и интересов других участников правовых отношений.
– Могут ли, по вашему мнению, современные технологии повлиять на эффективность защиты бизнеса? И каково будущее института его защиты?
– Электронные сервисы, автоматизированные разрешительные процедуры, цифровой мониторинг проверок позволяют минимизировать человеческий фактор и повысить прозрачность решений.
Мы последовательно выступаем за переход от карательной логики контроля к сервисной модели взаимодействия с бизнесом, где основная цель – предупреждение нарушений, а не формальное применение санкций. Почти каждая вторая проверка не выявляет нарушений, а значит, изначально была назначена не по принципу риска, а скорее на всякий случай, формально.
Публичное рассмотрение резонансных кейсов с участием СМИ, деловых объединений и экспертов формирует культуру нулевой терпимости к нарушениям прав предпринимателей. Эффективность института защиты бизнеса напрямую зависит от уровня взаимодействия с государственными и правоохранительными органами. Важно, чтобы защита прав предпринимателей рассматривалась не как конфликт, а как элемент общего процесса повышения качества государственного управления.
Поэтому не менее значима и правовая культура самого бизнеса. Институт его защиты должен эволюционировать от механизма реагирования к полноценному инструменту развития предпринимательства. Его задача – формировать предсказуемую регуляторную среду, снижать административные барьеры, укреплять доверие между бизнесом и государством.
Я убежден, что последовательное развитие этих подходов станет прочной основой для повышения инвестиционной привлекательности Казахстана, роста деловой активности и укрепления экономического суверенитета республики.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:76
Эта новость заархивирована с источника 17 Января 2026 01:51 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые


















