Почему Национальный пантеон появился у мавзолея Кабанбай батыра близ Астаны
Qazaq24.com передает, что по данным сайта Informburo.KZ.
Национальный пантеон находится в 25 километрах от Астаны, чуть дальше города Косшы, ближе к посёлку Кабанбай. Пантеон построили в 2019 году.

В центре его возвышается мавзолей Кабанбай батыра, построенный в 2000 году в честь казахского полководца Каракерея Кабанбая, знаменитого своим участием в национально-освободительной борьбе против джунгарских захватчиков. Корреспондент Informburo.kz побывал в мавзолее и поговорил с его хранителем.
Хранитель памяти батыра
"Мы ни копейки не получаем от государства. 25 лет сами себя содержим. Но у меня никаких претензий ни к кому нет. Государству сейчас самому нелегко", – встречает нас Камал Абдрахман – хранитель и смотритель мавзолея. 76-летний журналист-историк Абдрахман, потомок батыра из рода найман, имеет непосредственное отношение к возведению мавзолея. Его здесь называют Камал ата.
Хранитель, ничего не спрашивая, ведёт нас внутрь мавзолея, и по традиции читает суры и аяты из Корана, принятые читать на кладбище. В конце молитвы просит у Бога снисхождения и акцентирует, что посвятил молитву Кабанбай батыру.
История того, как Камал Абдрахман, уроженец бывшей Талдыкорганской области (ныне Жетысуская область), оказался в степях Сарыарки, началась, по его словам, в далёком 1979 году и связана с одной книгой. А именно с изданием Казахских исторических эпосов, опубликованным Институтом литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова при Академии наук. В то время Абдрахман, журналист по образованию, работал заведующим молодёжным отделом областной газеты "Октябрь туы" ("Знамя октября") .

"Именно в этой книге я впервые прочитал, что могила Кабанбай батыра, моего предка, находится в 30 километрах от Акмолы на территории совхоза Октябрь (ныне аул Кызылжар Акмолинской области). В то время ложную информацию о таких вещах не публиковали. Я был очень удивлён, так как всегда думал, что батыр покоится, вероятнее всего, в ВКО, Семее или Талдыкоргане – на исторических землях найманов", – вспоминает Камал ата.

С тех пор 30-летний журналист потерял покой и начал искать другие научные подтверждения этому факту. Изучал рукописи в архивах, сверялся с учёными и историками, сравнивал топонимику, упоминавшуюся в эпосах. Всё указывало на то, что батыр действительно захоронен возле нынешней Астаны. В 1991 году в составе делегации от Талдыкорганской области Абдрахман прибыл в Акмолинскую область на мероприятие в честь 300-летия Кабанбай батыра.
"Это была могила с обвалившимися внутрь стенами. С трёх сторон в землю была вбита арматура, могила была огорожена колючей проволокой, видимо, от скота. Также на могиле было посажено дерево и возложены цветы. Но надгробного камня не оказалось. Позже я узнал, куда он пропал", – описал могилу батыра Камал ата.

Местные аксакалы рассказали ему, что перед отправкой на фронт в начале Второй мировой отцы водили их на могилу батыра, чтобы просить его дух оберегать их сыновей на войне. Тогда, по словам очевидцев, на могиле был красный камень, на котором были высечены имя и фамилия батыра при рождении – Ерасыл Кожакулулы. Когда же один из фронтовиков вернулся в родной аул, то камня уже не было. Выяснилось, что во время принудительной депортации Сталиным чеченцев и ингушей в эти края в 1944 году, те, услышав, что в могиле захоронен святой для казахов человек, пришли к могиле, прочитали молитву и забрали надгробный камень. Времена были тяжёлые, из этого камня переселенцы сделали несколько ручных мельниц (дерменов) для размола зерна и обменивали их у местных на пшеницу, мясо и кошму, чтобы пережить зиму.

"Меня до сих пор мучает вопрос, грех это был или нет? С одной стороны, потеря камня – это потеря исторического артефакта, с другой – каждая сохранённая человеческая жизнь – это праведная заслуга перед Всевышним. У меня двоякое чувство на этот счёт", – признаётся Камал Абдрахман.
Затем развалился СССР и было не до исторической памяти. Абдрахман успел поработать руководителем управления языков и культуры области и у него возникла идея возвести на месте могилы батыра мавзолей. Когда страна стала немного приходить в себя после разрухи в 2000 году, он с этой идеей обратился к тогдашнему председателю мажилиса парламента первого созыва Марату Оспанову. Тот идею поддержал, но, к сожалению, не успел помочь, так как скоропостижно скончался. В том же году Абдрахман опубликовал в газете "Астана акшамы" статью "Белая могила Каракерей Кабанбай батыра".
"В марте меня вызвал писатель Абиш Кекильбаев, на тот момент государственный секретарь. В его кабинете сидела группа известных историков и учёных, среди которых был доктор исторических наук, профессор и академик Манаш Козыбаев. На повестке дня был вопрос возведения мавзолея Кабанбаю. Все единогласно согласились, что это необходимо, и в ноябре при поддержке тогдашнего акима Астаны Имангали Тасмагамбетова состоялось открытие мавзолея", – рассказал он.

Позже Камал Адбрахман переехал в Астану. Построил дом прямо возле мавзолея и с тех пор бесплатно ухаживает за ним и прилегающей территорией, встречает посетителей и читает молитву. Камал ата обладает энциклопедическими знаниями и он просто кладезь эпосов и народных сказаний. Может часами рассказывать про историю казахов, после бесед с ним будто получаешь дополнительное образование.

"Особенно много людей приезжает в выходные. В будни – после работы. Люди разных национальностей бывают здесь. Разные посетители попадаются. Кто-то придирается к историческим фактам, кто-то выражает недовольство внешним оформлением мавзолея, некоторые даже предъявляют претензии к манере чтения молитв. Но я могу каждое своё слово подтвердить научными сведениями", – говорит Камал ата.
В это время в мавзолей прибыла группа посетителей. Несколько человек из них – гости из Китая.
Vip-кладбище для элиты
"Я планирую переехать из Китая в Астану и решил в первую очередь совершить свой мусульманский долг – почтить память батыра, посвятить молитву великому предку. Камал ата рассказал нам, что китайцы в своё время называли его "Каракерей Кабанбай – главный батыр и щит казахов". Я попросил аруахов батыра поддержать меня в моих начинаниях и получил огромный заряд энергии", – поделился впечатлениями посетитель по имени Бакытгали.
По словам Камала Абдрахманова, он также был свидетелем того, как было решено построить пантеон для захоронения видных государственных деятелей.

Эту идею в 2002 году предложил Акселеу Сейдимбек (этнограф, искусствовед, литератор и журналист) на одном из совещаний у ныне покойного Толегена Мухамеджанова (известный казахский композитор), который тогда был заместителем акима Астаны и курировал вопросы культуры. А место у мавзолея Кабанбай батыру предложили Рымгали Нургали (основатель казахского театроведения и театральной критики, учёный, писатель) и Турсын Журтбай (писатель, абаевед).
В соответствии с постановлением правительства в пантеоне могут быть захоронены министры, руководители госорганов, акимы столицы, областей и городов республиканского значения. А также президенты Казахстана и члены их семей (в 2024 году члены семей были исключены из списка), премьер-министры и их заместители, председатели палат парламента и их заместители, госсекретари, руководители Администрации президента, председатели Конституционного совета, Верховного суда и Национального банка Казахстана.
За территорией пантеона ухаживают рабочие от Есильского акимата Астаны.

Первым здесь похоронили в 2013 году экс-спикера мажилиса Орала Мухамеджанова. Также тут последнее пристанище нашли экс-глава Верховного суда Максут Нарикбаев, писатель Абиш Кекилбаев, экс-глава Счётного комитета Козы-Корпеш Жанбыршин, поэтесса и депутат парламента Фариза Онгарсынова, младший брат супруги первого президента Казахстана Саяхат Конакай. Примечательно, что все надгробия выполнены в едином стиле, а на могильных камнях не указывается род умершего, как это обычно принято у казахов.
Всего в пантеоне на сегодня 30 надгробий.

Особняком стоит могила бывшего акима Акмолинской области и мажилисмена Сергея Дьяченко с православным крестом.
"Я не вижу никакой проблемы или противоречий, что здесь похоронен не мусульманин. По всей стране много мусульманских и христианских кладбищ находятся по соседству. Тем более Сергей Александрович называл себя казахом и все мы ходим под одним Богом", – говорит на прощание Камал Абдрахманов.


