Прививка от жадности
Согласно информации сайта Time.KZ, сообщает Qazaq24.com.
Более 10 миллиардов тенге потерял бюджет страны за три года из-за покупки вакцины Gexaxim у французской компании Sanofi через посредников
Закуп втридорога продолжался все эти годы, даже несмотря на заявление Комиссии по ценным бумагам и биржам США о том, что Sanofi платила дань казахстанским чиновникам и поставщикам медицинских услуг за победу в тендерах на госзаказ. На днях в Министерстве здравоохранения пообещали, что уже с 2026 года все вакцины будут покупать только напрямую у производителей.
Почему для такого, казалось бы, логичного и разумного решения понадобилось столько времени и бюджетных потерь? И почему мы продолжаем закупать вакцины, которые категорически не рекомендует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)? Об этом наш корреспондент поговорила с членом общественной палаты мажилиса Дидаром СМАГУЛОВЫМ.
- Проблему закупа вакцин общественная палата начала изучать в 2023 году. Мы увидели, что при закупе "СК-Фармацией" вакцины Gexaxim против гепатита, столбняка и коклюша от Sanofi творились очень странные дела. С 2017 года ее по цене 14 333 тенге за дозу поставляли два дистрибьютора - "Медикс" и "Князь Фарма ЛТД". С учетом того, что в среднем они закупали более 600 000 доз, делаем вывод, что закупка жирнейшая. Но в 2019 году тендер выиграла компания "Казбеледфарм", которая поставила 624 077 вакцин всего по 8431 тенге за дозу на общую сумму 5,3 миллиарда тенге. С учетом того, что закупочная цена была 8083 тенге, эта компания заработала 217 миллионов тенге.
Теперь представьте, сколько заработали две вышеупомянутые фирмы? Казалось бы, "СК-Фармация" на следующий год должна была продолжить покупать вакцину по более низкой цене, но она возобновляет закуп у прежних фирм по 14 183 тенге! Если бы 2 миллиона вакцин в 2020, 2021 и 2022 годах поставляли по справедливой цене 8431 тенге, то бюджет не потерял бы 10 524 716 771 тенге. Это космические деньги, на них можно было бы купить еще 1 248 335 доз этих вакцин.
- Вы обращались в "СК-Фармацию" с вопросом об этих посредниках?
- Я лично спрашивал у тогдашнего председателя ТОО "СК-Фармация" Ерхата ИСКАЛИЕВА о причинах таких неразумных затрат. На что он мне ответил, что политику закупа вакцин полностью определяет Министерство здравоохранения, а "СК-Фармация" лишь оператор. И якобы закупать вакцины можно исключительно через посредников, поскольку Sanofi работает только через своих официальных представителей по всему миру. Естественно, мы с этой позицией не согласились.
На проблему также обратил внимание депутат мажилиса Асхат АЙМАГАМБЕТОВ и со своей стороны начал принимать меры, чтобы исключить этих посредников. И вот спустя ровно два года мы наконец-то добились результата. На прошлой неделе на заседании комитета социально-культурного развития мажилиса первый вице-министр здравоохранения Тимур СУЛТАНГАЗИЕВ заверил, что с января 2026 года закуп вакцин будет осуществляться напрямую у производителей без этих ненужных посредников.
- Что Минздраву мешало сделать это раньше?
- Я думаю, без поддержки этих посреднических схем самим Минздравом обойтись было бы очень сложно... Для них создавались все необходимые условия. Мне все это напоминает какой-то картельный сговор, при котором учредители разных фирм-посредников связаны между собой и с министерством.
Корнями эта темная история уходит еще в 2018 год, когда Комиссия по ценным бумагам и биржам США по итогам своего расследования заявила о том, что французская фармацевтическая компания Sanofi давала взятки должностным лицам и поставщикам медицинских услуг в Казахстане и на Ближнем Востоке с целью победы на тендерах и увеличения количества выписываемых рецептов на свою продукцию. Sanofi тогда была оштрафована на 25 миллионов долларов. При этом в Казахстане абсолютно никто ответственности не понес, правоохранительные органы не проводили никаких расследований в нашей фармотрасли. И вакцины от Sanofi продолжают закупать по сей день.
- Вы лично пытались достучаться до борцов с коррупцией?
- После того как в 2023 году общественная палата мажилиса доказала завышение бюджетных затрат на 10 миллиардов тенге на закуп вакцин, я неоднократно писал жалобы, был на личном приеме у председателя антикоррупционной службы, показал пакет документов, доказательства, пытался объяснить, что это явные нарушения. Предъявил все электронные счета-фактуры, рассказал, по какой цене закупили, сколько накрутили, сколько могли сэкономить. К сожалению, никаких действий от антикора не последовало. Единственное, сняли с должности главу "СК-Фармации" Ерхата Искалиева. На этом скандал замяли.
Но закуп вакцин через посредников - это полбеды. Не меньше вопросов вызывает качество вакцин.
Система транспортировки в Казахстане, особенно в регионах, не обеспечивает стабильные +2…+8 градусов по Цельсию, что неоднократно фиксировалось во время проверок. Более того, Минздрав закупает неподходящий бустер - вакцину "Адасел", которую ставят детям в 6 лет. Согласно исследованиям ВОЗ, эта вакцина предназначена для ревакцинации взрослых, а не для поддержания иммунитета у шестилетних детей! Использование бустеров, не рекомендованных ВОЗ, приводит к разбалансировке иммунного ответа и, как следствие, усиливает циркуляцию инфекции в школьных коллективах.
Неудивительно, что в прошлом году и начале этого в стране фиксировался рост заболеваемости коклюшем. Япония тоже использует бесклеточные вакцины, 98 процентов населения там привито. Но по итогам шести месяцев этого года там зафиксировано рекордное количество заболеваний коклюшем. Это говорит о том, что вакцина не работает. В странах, использующих бесклеточные вакцины, эпидемиологическая ситуация напряженная, у населения слабая иммунная защита.
Этим вопросом я серьезно озадачился, потому что в этом году моей дочери перед школой поставили прививку-бустер "Адасел". После нее у нее начались головные боли, которые продолжаются уже два месяца. Когда нам ставили эту вакцину, я заметил, что на ней нет индикатора соответствия температурному режиму. То есть совершенно непонятно, испорченную вакцину тебе ставят или нет.
И вообще, если бы вакцина была эффективной, разве нужно было ставить бустер - дополнительную дозу? А сейчас Минздрав планирует пичкать этими бустерами подростков 11 и 16 лет, беременных женщин и медперсонал. Это увеличит нагрузку на медперсонал и заставит граждан снова посещать поликлиники. Ну и логично, что такая бустеризация раздувает закупочные бюджеты.
По самым скромным подсчетам, к текущим 17,4 миллиарда тенге, выделяемым на эту вакцину, потребуется еще 8 миллиардов расходов ежегодно! Тогда как цельноклеточная вакцина ввиду более высокой эффективности не требует бустерных доз. Поэтому как активный сторонник вакцинации я, конечно, за то, чтобы наша страна закупала передовые и самые эффективные вакцины, которые рекомендуют ВОЗ и UNICEF.
- Почему, на ваш взгляд, Минздрав не прислушивается к рекомендациям ВОЗ?
- Такой вопрос я задал представителям ведомства на одном из заседаний в мажилисе. Они сослались на некую консультативную группу с участием ученых, которые якобы доказали эффективность бесклеточных вакцин в сравнении с цельноклеточными. Впоследствии я выяснил, что в состав этой группы входят представители компании Sanofi, которые как раз таки продают нам эту бесклеточную вакцину! Вы понимаете всю нелепость ситуации?
По моему мнению, здесь идет мощное лоббирование этой французской фармкомпании. Иначе почему Минздрав рьяно настаивает на использовании бесклеточных вакцин? С 1960 по 2013 год Казахстан закупал только цельноклеточные вакцины и эпидситуация по коклюшу у нас была спокойная.
- Какие теперь меры планирует принять общественная палата мажилиса?
- Сейчас я готовлю официальный запрос в Комиссию по ценным бумагам и биржам США с просьбой раскрыть имена должностных лиц, которые фигурировали в деле о коррупции Sanofi в Казахстане. Были ли там задействованы представители комитета санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава? Ведь именно они определяют политику закупа вакцин. Аналогичную работу, уверен, должна провести антикоррупционная служба - направить международный запрос в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. И в дальнейшем уже раскручивать этот узел, брать показания у тех, кто давал взятки, кому давали их, кто принимал решения по закупу вакцин. Абсолютно в каждой ситуации есть конкретные фамилии. В рамках следствия можно доказать, куда и сколько ушло денег, и добиться их возврата. По лекарствам аналогичная ситуация: закупаем втридорога через посредников по непонятным схемам. С этим мы тоже будем разбираться.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана
Другие новости на эту тему:
Просмотров:97
Эта новость заархивирована с источника 28 Октября 2025 18:11 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые



















