Работа есть согласия нет
Согласно сайту Liter.KZ, передает Qazaq24.com.
В Карагандинской области 602 безработных в прошлом году были направлены на краткосрочное профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством. На что из бюджета было выделено 253 млн тенге. Однако только 300 жителей региона, обучившихся за счет государства, имеют постоянную работу, а по социальному контракту вообще трудоустроено всего 182 человека.
Центр трудовой мобильности по Карагандинской области решил взыскать бюджетные деньги, которые выделял учебным центрам и работодателям. Будучи участниками госпрограмм, они получали субсидии, обязуясь трудоустроить безработных. В свою очередь руководители предприятий и учебных центров, обучающие по госпрограммам безработных жителей региона, не согласились с решением Центра трудовой мобильности. Ведь им предстоит вернуть в бюджет миллионы тенге за неисполнение социального контракта, подписанного между Центром трудовой мобильности, работодателями и организациями образования.
Факты нарушения условий представители всех сторон разбирали на Совете по защите прав предпринимателей. По словам заместителя директора региональной Палаты предпринимателей по правовым вопросам Азамата Даненбаева, работодатели исполнили принятые на себя обязательства, а именно предоставили карьерным центрам вакансии и выразили готовность трудоустроить соискателей по завершении обучения. А вот уже сами соискатели отказывались от предоставленной работы, заявил юрист.
“Работодатели своевременно уведомляли областной Центр трудовой мобильности и предоставляли копии заявлений обучаемых о самостоятельном трудоустройстве, что подтверждает добросовестное исполнение ими своих обязательств и прозрачность действий. Это свидетельствует об отсутствии факта отказа работодателя от приема на работу и его вины в нежелании слушателей курсов трудоустроиться. Невозможно заставить человека работать, если он не хочет” , – подчеркнул Азамат Даненбаев.
Он также обратил внимание на то, что такая практика может снизить мотивацию работодателей к участию в программах занятости и профессионального обучения.
В то же время директор Центра трудовой мобильности по Карагандинской области Нуржан Сыздыков привел цифры и конкретные примеры. Сообщив, что на реализацию госпрограммы по краткосрочному профессиональному обучению в прошлом году было освоено 253 млн тенге, он отметил, что реальный процент трудойстройства весьма низкий – 42%.
“На обучение было направлено 602 человека, из них 517 стали слушателями курсов в учебных организациях и 85 – на предприятиях. Обучение завершили 433 соискателя, а работают 300 выпускников. При этом по социальному контракту трудоустроено 182 человека, остальные нашли работу самостоятельно. Таким образом, установлены факты неисполнения социального контракта работодателем, который не трудоустроил завершивших обучение граждан.
Например, в одном из учебных центров Караганды обучились 25 человек, и никто не трудоустроился по соцконтракту, самостоятельно нашли работу 9 человек. В другом учебном центре завершили обучение 15 человек, из них трудоустроены по квоте – 4 соискателя, вне ее – 6 человек. Еще организация обучила 18 безработных, среди них нет ни одного трудоустроившегося по соцконтракту. При этом работодатели не сообщали в карьерные центры о том, что никто из соискателей не нашел работу, хотя обязаны были направить письмо в течение пяти дней”, – апеллировал к фактам Нуржан Сыздыков.
Однако работодатели продолжали стоять на своем, утверждая, что люди не хотят работать на их предприятиях по причине низкой заработной платы, которую устанавливают молодым специалистам.
“У новичков низкая скорость работы, так как отсутствуют опыт и стаж. Соответственно, они получают небольшую зарплату и уходят. В этом случае нет вины работодателя, ведь мы их трудоустраиваем, а значит, не должны возмещать средства. Если соискатель не желает дальше работать, то, значит, он обязан возвращать потраченные на его обучение и стипендию деньги в бюджет”, – заметила собственница ателье Асель Нурмаганбетова.
В свою очередь Нуржан Сыздыков напомнил, что выпускников краткосрочных курсов отбирают сами работодатели, а значит, они должны проверять результаты полугодового обучения. Более того, все учебные центры сотрудничают с предприятиями или находятся на их базе.
“Есть обучающие организации, которые обращаются к нам с предложением найти слушателю другую специальность, так как он не имеет способностей к той, на которую учится. Мы в таком случае ищем альтернативу. Всегда можно обратиться в Центр трудовой мобильности с письмом на отчисление слушателя, но в вышеуказанных примерах все слушатели получили сертификаты и прошли собеседования с работодателями. Потом же остались без работы и вновь обратились в карьерные центры”, – отметил руководитель областного Центра мобильного трудоустройства.
Окончательную точку в споре поставит прокуратура Карагандинской области, где считают, что необходимо усилить ответственность для участников госпрограммы, без уважительной причины отказавшихся от трудоустройства. Вместе с тем представители надзорного органа настаивают на обязательном согласовании условий труда между работодателем и соискателем, чтобы не возникало споров по оплате и производительности. Прокуратура также будет разбираться в самом главном вопросе – кто будет возмещать десятки, а то и сотни миллионов тенге в бюджет.
Самал АХМЕТОВА, Караганда
Другие новости на эту тему:
Просмотров:21
Эта новость заархивирована с источника 17 Февраля 2026 04:17 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые


















