Как передает Qazaq24.com, основываясь на информации сайта Informburo.KZ.
Государственные закупки с аномально завышенными ценами в Казахстане планируют автоматически отклонять ещё на этапе размещения. Об этом сообщил вице-министр финансов РК Даурен Кенбеил на пресс-конференции, посвящённой реформе системы госзакупок и итогам 2025 года.
Даурена Кенбеила спросили, снизилось ли после проведённых реформ количество афер в госзакупках. В качестве примера привели резонансное дело, когда в Шымкенте университет, по версии следствия, купил кресло за 20 млн тенге.
По словам спикера, несмотря на цифровизацию системы, попытки злоупотреблений в закупках по-прежнему встречаются, в том числе и в квазигосударственном секторе.
"Я должен признать, что такие схемы действительно были и есть. Есть недобросовестные участники закупок, которые хотят выигрывать государственные контракты", – отметил Даурен Кенбеил.
Сейчас завышенные цены отлеживают в ручном режиме. Органы внутреннего государственного аудита через систему управления рисками анализируют конкурсную документацию заказчиков – школ, больниц и других госучреждений. При выявлении аномальных требований или цен заказчику направляют уведомление с требованием пересмотреть условия.
"Если школа или другое госучреждение указывает завышенные требования или цену, такая закупка попадает в систему управления рисками. Коллеги из госаудита выставляют уведомление и просят изменить техническую спецификацию или стоимость", – пояснил вице-министр.
Он подчеркнул, что злоупотребления чаще всего возникают именно на этапе подготовки документации, когда характеристики товара искусственно завышают.
Для решения проблемы Министерство финансов совместно с Центром финансовых технологий разрабатывает национальный каталог товаров, связанный с базой цен. Это позволит перевести контроль в автоматический режим.
"Как только будет объявляться закупка с аномально высокой ценой, она сразу будет отклоняться. Такие закупки просто не будут размещаться", – заявил Даурен Кенбеил.
Ожидается, что автоматизация снизит число коррупционных схем и сократит влияние человеческого фактора при контроле за государственными закупками.