Как сообщает Qazaq24.com, ссылаясь на сайт Orda.kz.
Нацбанк будет нейтрализовывать эффект от многомиллиардных кредитов холдинга «Байтерек», заявил на брифинге, посвященном сохранению базовой ставки, глава регулятора Тимур Сулейменов, сообщает Orda.kz.
Речь идет о масштабной программе «Байтерека» по кредитованию экономики, запущенной в прошлом году. По ней планировалось выделять бизнесу 8 трлн тенге в год до 2028-го, но в итоге в 2025 году объем финансирования достиг 9 трлн тенге. На нынешний год также запланировано предоставление 8 трлн тенге: 7 трлн, привлеченных на рынке, и 1 трлн от правительства. При этом ещё прошлой весной «Байтерек» говорил, что из 8 трлн тенге лишь 1,6 трлн пойдут на инвестиции бизнеса в основной капитал.
По словам Сулейменова, кредиты «Байтерека» пока нельзя назвать фактором ускорения инфляции, но они могут «стать фактором — из риска превратиться в фактор проинфляционный». Это контрастирует с фискальной политикой правительства, которое в 2026 году отказалось от целевых трансфертов из Нацфонда (шли на инфраструктурные проекты) и сократило общий размер трансфертов с 5,2 трлн до 2,7 трлн тенге. Республиканский бюджет в итоге стал «нейтральным» для будущего роста цен, считает глава Нацбанка.
«Но в то же время, если неправильно подойти к квазифискальному стимулированию, — тогда один карман зашили, другой карман, наоборот, расширили. Поэтому здесь важно, чтобы этого не произошло. Это прекрасно наши коллеги в правительстве тоже понимают», — отметил Сулейменов.
Он заверил, что Нацбанк постоянно обсуждает с кабинетом министров, как лучше организовать кредитование необходимых стране «прорывных проектов» и при этом не спровоцировать ускорение инфляции за счёт увеличения денежной массы (общего количества денег в экономике). Для этого нужно использовать «банковскую систему, имеющуюся ликвидность».
«Поэтому у нас координация в этом направлении есть. Я думаю, что здесь мы не позволим этому превратиться в проинфляционный фактор», — заключил Сулейменов.
23 января Нацбанк сохранил базовую ставку на уровне 18 %. В качестве основных причин такого решения он указал сохраняющуюся повышенную инфляцию и имеющиеся риски, один из которых — «планируемое масштабное квазифискальное стимулирование».