Qazaq24.com, ссылаясь на сайт Orda.kz, отмечает.
С осени 2025 года и по сегодняшний день в некоторых микрорайонах Алматы периодически возникают проблемы с электричеством. Горожане жалуются, что порой по несколько часов сидят без света. Одни полагают, что это из-за аварий на старых электроподстанциях. Другие считают, что из-за понастроенных жилых комплексов местные электросети не выдерживают перегрузок и выходят из строя. А что же думают о проблеме общественник, специализирующийся на теме ЖКХ, и руководство Минэнерго, выясняла Orda.kz.
Блэкаут не повторится?Автор этих строк четверть века живёт в микрорайоне Айнабулак Жетысуского района Алматы. Долгие годы она фактически не испытывала проблем с подачей электроэнергии. Бывало, раз в год в нашем и двух соседних домах свет гас минут на 20 максимум, потом его подачу возобновляли. Так продолжалось до октября 2025 года.
Осенью прошлого года свет стали отключать чаще и на дольше. Жильцы переживали, как бы из-за скачка напряжения не полетела бытовая техника. Они звонили в «Алатау Жарык компаниясы», которая занимается распределением электроэнергии среди потребителей города Алматы и Алматинской области, и в местный КСК, чтобы выяснить причину. Ответы разнились: в одном случае говорили, что энергоснабжение было прервано из-за планового ремонта на линиях электропередачи, в другом — из-за аварии на трансформаторной подстанции, в третьем — выбило автомат в щитке подъезда.
Судя по постам пользователей соцсетей, аналогичная картина наблюдалась и в других микрорайонах Алматы. Поэтому мы решили разобраться, с чем связаны перебои со светом и стоит ли горожанам опасаться повторения блэкаута, как это было 25 января 2022 года. Напомним, тогда неожиданно погас свет на юге Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.
Фото yamal-media.ruЗаодно мы выясняли, насколько выросли тарифы за свет в январе 2026 года, и какую работу проводит компания-монополист для бесперебойного обеспечения потребителей главным благом цивилизации.
За комментариями мы обратились к председателю общественной комиссии по вопросам ЖКХ городского Совета ветеранов Шамилю Гизатулину.
Как вы думаете, почему алматинцы нередко остаются без света?
— Я полагаю, всё дело в дефиците мощностей электроэнергии на юге Казахстана. Нам не хватает порядка двух тысяч мегаватт в часы пик утром и вечером. Поэтому главный диспетчер, который сидит в Астане, даёт команду алматинским диспетчерам снизить мощность электроэнергии в отдельных микрорайонах Алматы. Так что речь идёт о веерном отключении света, которое происходит в основном с 16.00 до 17.00.
Но свет отключают не только в утренние и вечерние часы пик, но и в другое время. Как это можно объяснить — перегрузками сети?
— Причины могут быть разные, нужно разбираться в каждом конкретном случае.
Хорошо. Как тогда ответственные лица компенсируют нехватку двух тысяч мегаватт?
– Они берут их на Экибастузской ТЭЦ, крупнейшем в нашей стране производителе электроэнергии. Но когда и её мощностей не хватает для покрытия потребностей юга страны, главный диспетчер Казахстана просит соседние страны дать необходимое количество энергии. Тогда Россия или Узбекистан включают фидер (кабельная или воздушная питающая линия — прим. авт.) на нашу линию электропередачи, и мы получаем дополнительную электроэнергию. В вечернее время это удовольствие обходится нам на 20 % дороже, чем в утренние часы.
Шамиль Гизатулин. Фото из личного архиваВы сейчас говорите об объединённой энергосистеме стран Центральной Азии под управлением координационного диспетчерского центра в Ташкенте. В 2022 году вы давали интервью нашему изданию, в котором отметили, что у Узбекистана есть система защиты от крупных аварий, а у Казахстана и Кыргызстана нет. Чтобы защитить себя от блэкаута, нам нужно построить на границе с Узбекистаном вставку ЛЭП-500 постоянного тока. Так построили эту ЛЭП или нет?
— Насколько я знаю, вставка постоянного тока на границе с Узбекистаном в планах KEGOC не значится.
А что тогда делается для решения проблемы?
— Сейчас в Алматы на площадке ТЭЦ- 2 строится новая газовая станция. В этом году будет запущен первый энергоблок из трёх запланированных. Также готова проектно-сметная документация на реконструкцию ТЭЦ-3, которую планируется завершить до 2030 года. На этой ТЭЦ будут установлены газовые энергоблоки. Все эти меры позволят резко сократить выбросы в атмосферу города и увеличить генерацию электроэнергии. Вместе с тем Алматы всё же останется энергодефицитным городом и будет компенсировать недостаток с Экибастуза.
В других регионах страны как решается проблема
— В Семее, Усть-Каменогорске и Кокшетау запланировано строительство трёх ТЭЦ. Когда они будут введены в строй, то снимут напряжённость по теплу в этих городах и дадут ощутимый прирост электроэнергии в Восточном Казахстане.
Почему инвестиционные программы компаний-монополистов, обеспечивающих электроэнергией казахстанских пользователей, не решают проблему со светом? Ведь там заложены деньги на развитие энергетической отрасли, модернизацию оборудования и обеспечением светом всех категорий потребителей.
— Не забывайте, что мы живём в стране с высоким уровнем коррупции, поэтому почти половина денег, которые выделяются на инвестпрограммы, уходят, как я подозреваю, в чьи-то карманы. От этого никуда не денешься.
Фото пресс-службы городского акиматаРаз алматинцев электроэнергией обеспечивает компания«Алатау Жарык Компаниясы», то есть ли её вина в том, что часть жителей сидит дома без света?
— Когда в Алматы идут веерные отключения, АЖК ни при чём. Она же не виновата, что нашему городу не хватает мощностей. АЖК только распределяет электроэнергию по категориям потребителей, а производят её ГЭС и ТЭЦ — к примеру, та же экибастузская. Отключения если и происходят по инициативе компании, то только в двух случаях — когда плановый ремонт и по вине техперсонала, отвечающего за обслуживание сетей.
К кому тогда потребителям обращаться с жалобами на веерные отключения?
— В Минэнерго, там сидит главный диспетчер.
С проблемой дефицита электроэнергии и вариантами её разрешения мы разобрались. Теперь давайте перейдём к другой, не менее злободневной теме, — повышению тарифов. Астанчане жалуются, что счета за январь 2026 года пришли в среднем на 10 тысяч тенге больше, чем за декабрь 2025 года. Алматинцы тоже сетуют, что коммунальные услуги подорожали. Спрашивается: за что переплачиваем, если сидим иной раз без света?
— У астанчан коммуналка действительно существенно повысилась из-за повышенного потребления электроэнергии и отопления в морозном январе, но не у алматинцев. У нас расценки повысились на копейки, и то в связи с тем, что с начала года НДС увеличили на 4 % – с 12 до 16. Так что не надо драматизировать ситуацию.
А как же быть с критикой ваших коллег-общественников, которые говорят, что, мол, тариф за свет за последний год увеличился по стране чуть ли не на 30 %? Они поясняют, что эта сумма сложилась из двух составляющих: инфляции и реализации нацпрограммы развития энергетики. Вы не разделяете их мнение?
— Разделяю. Я считаю, что если инфляция в Казахстане в 2025 году составила 10 %, то на эти 10 % и должны были повысить тариф на электроэнергию, не более. А у нас рост составил 30 %. Это бьёт по карману одиноких и малообеспеченных пенсионеров. Им пенсию увеличили на 10 %, а коммуналку при этом — на треть. Что говорить о гражданах, которые получают минимальную зарплату в 85 тысяч тенге в месяц? Заплатил с неё коммунальные платежи в 25–35 тысяч, и что остаётся на жизнь?
Фото abnews.ruКакие вопросы вы как общественник хотели бы задать первым руководителям Минэнерго? Мы напрямую адресуем их им.
— Мне интересно, когда в Казахстане будет достаточно вырабатываться электроэнергии для того, чтобы исключить веерные отключения? И когда те инвестпрограммы, которые заложены в бюджете компаний-монополистов электросетей, дадут результат, чтобы было меньше аварийных отключений у потребителей?
Всё под контролем!Мы отправили запрос министру энергетики РК Ерлану Аккенженову. Ответ пришёл за подписью вице-министра Сунгата Есимханова.
Первым делом редакция поинтересовалась, подтверждает ли чиновник слова общественника о проблеме дефицита электроэнергии в южных регионах страны. Если да, то сколько бюджетных средств ежегодно уходит на покупку недостающей электроэнергии за рубежом? Вот какой ответ мы получили.
«Сейчас в единой электроэнергетической системе дефицит наблюдается исключительно в пиковые часы потребления, так называемые вечерние пики. Этот дефицит покрывается путём планового импорта электрической энергии из энергосистем сопредельных государств, осуществляемому единым закупщиком электрической энергии. Цена импортируемой электрической энергии зависит от часов поставки и рыночных факторов экспортируемой страны, так как покупка и продажа электрической энергии осуществляется по средневзвешенной цене на каждый час суток. Необходимо отметить, что импортные поставки осуществляются исключительно для локального покрытия недостающих мощностей».Диспетчеры электросетей. Кадр из Khabar.kz
Никаких сумм и цифр спикер, к сожалению, не назвал. Отрицает он, притом в республиканском масштабе, и проблему веерного отключения электричества, про которую в масштабах Алматы твердит общественник Гизатулин.
«Веерные отключения по Казахстану не производятся. Указанные отключения могут быть следствием технологических нарушений, которые устраняются в нормативные сроки оперативно-выездными бригадами. Для сокращения износа выполняются капитальные ремонты, реконструкция и модернизация оборудования».
Далее спикер рассказал об инвестиционных программах, которые заложены в смету субъектов естественных монополий. Направлены они на снижение изношенности электрических сетей и создание новых активов. Это то, о чём постоянно говорят на общественных слушаниях и пишут в своих блогах горожане-активисты из числа зелёных, патриотов, экономистов и инженеров-энергетиков.
Какие именно активы создают коммунальщики, спикер не стал разъяснять, но мы поняли, что по мере выполнения основных пунктов инвестпрограмм потребители в конечном итоге будут обеспечены бесперебойным электроснабжением.
«Субъекты естественных монополий проводят мероприятия по инвестиционной программе для комплексного развития и модернизации электрических сетей города Алматы. Они реконструируют подстанции и разделяют старые фидеры. Комитет по регулированию естественных монополий ведёт работу по реформированию тарифной политики в целях реализации программы „Тариф в обмен на инвестиции“ в целях снижения показателя износа».Будни операторов энергосетей. Фото пресс-службы компании Kegoc
Мы задали руководству Минэнерго вопросы, которые волнуют общественников Алматы. Например, как оно оценивает эффективность инвестиционных программ АЖК? Когда нам, потребителям, ждать плодов успешной реализации этих инвестпрограмм, чтобы меньше сталкиваться с аварийными отключениями света?
Ответ получили дипломатичный. В нём не было места оценочным суждениям, поскольку сейчас в нашей стране электрические сети находятся на балансе энергопередающих организаций. Большинство из них, оказывается, частные. Как, например, АЖК. Поэтому госведомству негоже давать оценку деятельности частного предприятия. Вместо этого спикер пояснил, какую работу провела компания-монополист после того, как ей на баланс передали электросеть города
«Общая протяжённость электрических сетей составляет 9,3 тыс. км. Они переданы в АО „Алатау Жарык Компаниясы“, что позволило централизовать эксплуатацию, повысить надёжность электроснабжения и снизить уровень технологических нарушений. В 2024–2025 годах проведена реконструкция и строительство электрических сетей общей протяжённостью более 270 км, включая модернизацию распределительных сетей, строительство подстанций и подключение новых жилых и промышленных зон».
Объективности ради отметим, что с начала 2026 года двухчасовые отключения электроэнергии в жилых домах микрорайона Айнабулак не наблюдается. Было только два случая, когда свет мигнул. С чем связаны эти метаморфозы, автор точно не знает. В других местах Алматы перебои со светом всё ещё есть.
Возвращаемся к теме ответа Минэнерго. Спикер Сунгат Есимханов отметил: в рамках политики «Тариф в обмен на инвестиции» АЖК провёл мероприятия, которые позволили значительно увеличить объём её инвестиций в реконструкцию и развитие электрической сетевой инфраструктуры. Детализировать объёмы инвестиций чиновник не стал. Он отметил, что контролирует выполнение инвестпрограмм комитет по регулированию естественных монополий Министерства нацэкономики. Мы думаем в будущем обратиться с запросом в это ведомство, чтобы узнать, как воплощаются в жизнь инвестиционные программы компаний-монополистов в целом.
Отправляя в Минэнерго запрос, редакция не ограничилась проблемой перебоя со светом алматинцев. Нас также волновало, как чиновники решают коммунальные аварии в других городах.
Информационным поводом стало выступление 15 декабря 2025 года министра энергетики Аккенженова на пресс-конференции в Астане. Тогда глава Минэнерго завил: «В вопросах жизнеобеспечения страны и прохождения отопительного сезона достигнут самый важный результат. Нам удалось остановить многолетнее накопление износа инфраструктуры и запустить цикл масштабного обновления активов».
Министр энергетики РК Ерлан Аккенженов. Фото primeminister.kzПроблема в том, что в январе 2026 года в Экибастузе, Риддере и Усть-Каменогорске произошли коммунальные аварии, в результате которых местные жители на несколько часов лишились электроэнергии и тепла в домах. Эти ЧП несколько смазали благостную картину, нарисованную чиновниками в декабре 2025 года. Поэтому мы спросили, что Минэнерго предпринимает для минимизации коммунальных аварий? Ответ пришёл такой:
«Отопительный период в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях проходит в целом в штатном режиме. В январе 2026 года на энергопроизводящих организациях области были зафиксированы ряд технологических нарушений, в том числе в ТОО „Усть-Каменогорская ТЭЦ“, ТОО „Согринская ТЭЦ“, Риддерская ТЭЦ. В период указанных нарушений отклонения и ограничения электрической энергии не допущены. Отмечалось незначительное снижение параметров температурного режима».
Что за технологические нарушения были зафиксированы в энергопроизводящих организациях, спикер разъяснять не стал. Как и то, кто и какую ответственность понёс за эти нарушения. Вместо этого он сообщил, какую профилактическую работу провёл уполномоченный госорган для предотвращения подобных техногенных ЧП:
«Территориальный департамент комитета по Восточно-Казахстанской области провёл расследование указанных нарушений и разработал мероприятия, направленные на снижение рисков возникновения технологических нарушений. Департамент выдал заключение на восстановление нормативного режима работы. На Экибастузской ТЭЦ ТОО „Energy Solution Center“ в январе 2026 года отметило технологические нарушения, при этом график тепловой сети соблюдался. Также в ТОО „Экибастузские тепловые сети“ в январе 2026 года были технические нарушения, которые устранили в течение нормативного срока».
На декабрьской пресс-конференции министр энергетики также заявил, что эффективность принципа «Тариф в обмен на инвестиции» подтверждается ростом капиталовложений в ремонты на электростанциях на 20 %. Поскольку журналисты любят считать чужие деньги, то мы попросили спикера назвать конкретную сумму этих капиталовложений. Он выполнил нашу просьбу.
«Министерство энергетики в соответствии с поручением главы государства провело работу по реализации обновлённой программы „Тариф в обмен на инвестиции“ в рамках утверждённой Дорожной карты. Для повышения инвестиционной привлекательности сектора генерации в 2023 году повышен годовой лимит возвратных инвестиций с 32 млрд тенге до 428 млрд. Также увеличен предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности с 590 тыс. тенге за МВт в месяц до 1065 тыс. тенге за МВт в месяц в 2024 году. Таким образом обеспечен дополнительный приток средств на этапе реализации проектов».Трансформаторная подстанция. Фото пресс-службы акимата Алматы
Полагаем, эти статданные будут интересны не только специалистам, но и всем тем, кто интересуется темой энергетики нашей страны. Напоследок мы поинтересовались, какие ремонтные работы за последние два года были проведены на важных энергетических объектах и в какую сумму они обошлись казне. Вопрос был не праздный, а практический. Зная, в каком состоянии находятся те или иные объекты, можно рассчитывать на их реальную отдачу.
«В 2024 году в соответствии с графиком ремонтов системного оператора выполнены капитальные ремонты на 10 энергоблоках, 55 котлах и 45 турбинах на общую сумму 327 млрд тенге (в 2023 году было вложено порядка 227 млрд). В 2025 году выполнены капитальные ремонты на 10 энергоблоках, 63 энергетических котлах и 39 турбинах на общую сумму 411 млрд тенге. В 2026 году запланирован ремонтн на девяти энергоблоках, 55 котлах и 51 турбине на общую сумму порядка 488,2 млрд тенге», ответил Сунгат Есимханов.
В следующем выпуске мы расскажем о коррупционных рисках, которые, по мнению общественников, якобы заложены в деятельности компании-монополиста и представим позицию АЖК по всем проблемным вопросам.
Читайте также:
Блэкаут в Центральной Азии: как устроено энергетическое кольцо Да будет свет: когда алматинцам подключат электричество Алматинцы начинают мёрзнуть в домах из-за крупной аварии