Чужая нефть наши риски
Qazaq24.com информирует, ссылаясь на сайт Time.KZ.
Почему кризис в Венесуэле может ударить по Казахстану, но не сразу
Задержание и вывоз из Венесуэлы президента Николаса МАДУРО американскими военными 3 января мгновенно встряхнули мировой нефтяной рынок. Страна с крупнейшими в мире запасами нефти - 304 млрд баррелей, или около 20 процентов общемировых, - вновь оказалась в центре геополитической игры. Если США действительно приведут в Венесуэлу свои компании и инвестиции, это способно усилить давление на и без того падающие цены на нефть. Чем это чревато для Казахстана - нефтедобывающей страны, бюджет которой сверстан из расчета 60 долларов за баррель, - мы спросили у экспертов.
Сегодня Венесуэла добывает около 1,1 млн баррелей нефти в сутки - это примерно 1 процент мировой добычи. Для сравнения: в начале 2000-х эта страна добывала свыше 3 млн баррелей в сутки. На фоне затяжного падения мировых цен на нефть, которое продолжается уже четвертый год подряд, любое потенциальное увеличение предложения воспринимается рынком болезненно.
Но эксперт нефтегазового рынка, бывший советник министра энергетики Олжас БАЙДИЛЬДИНОВ подчеркивает: ожидать быстрого роста добычи в Венесуэле не стоит:
- Быстро нарастить добычу физически невозможно нигде. Это не кран с водой, который ты открываешь - и течет столько, сколько тебе нужно. На восстановление добычи нужно определенное время.
По его оценке, даже если в Венесуэле и Иране произойдут политические изменения, к власти придут прозападные лидеры и санкции начнут снимать, рост добычи составит 2-3 млн баррелей в сутки, и то не раньше 3-4 лет.
- Чтобы понимать, насколько сейчас рынок дисбалансирован, нужно просто вспомнить, усилиями ОПЕК+, в том числе Казахстаном, с рынка убрали порядка 2-2,5 миллиона баррелей в сутки. Мировая добыча сейчас составляет около 100-104 миллионов баррелей в сутки, и 2 с лишним миллиона баррелей в сутки убрали, чтобы стабилизировать цены. Но, как видите, это не особо привело к результатам - цена сейчас порядка 60 долларов за баррель.
Байдильдинов предупреждает: если новые объемы все же выйдут на рынок, выбор будет невелик:
- Либо ОПЕК+ придется снова снижать добычу, в том числе Казахстану, либо мы увидим очень долгий период низких цен - где-то в районе 50-70 долларов за баррель. Для нашей экономики, для нефтяных компаний в целом это будет очень-очень плохо. Это означает и постепенную девальвацию тенге. Но резкого сценария обрушения цен на нефть в ближайшее время не предвидится.
***
Советник по Центральной Азии Global Gas Centre Аскар ИСМАИЛОВ обращает внимание на технологические ограничения венесуэльской нефти:
- Нефть Венесуэлы большей своей частью тяжелая и высокосернистая. Ее очень тяжело добывать. Она очень вязкая, и чтобы ее поднять из недр, нужны дополнительные технологии - обычно закачивают очень горячий пар, чтобы нефть приобрела какую-то текучесть. Это дополнительные расходы.
По словам эксперта, во время транспортировки возникают новые издержки: либо нефть приходится смешивать с легкими фракциями, либо применять сложные методы переработки на молекулярном уровне.
- Это все дополнительные затраты, поэтому сказать, что при 60 долларах за баррель себестоимость окупится, - не совсем правильно.
Исмаилов подчеркивает: отрасль в Венесуэле деградировала за последнее десятилетие и реальных инвестиций в ближайшее время ждать не стоит. По словам Исмаилова, на недавней встрече в Белом доме с потенциальными инвесторами оптимизма было немного.
- Дональд ТРАМП встречался с 14 компаниями и последние были настроены скептично. Единственная компания, которая сказала, что готова работать в этом направлении, - Chevron. Поэтому рассчитывать на реализацию заявленных Трампом инвестиций в 100 миллиардов долларов в Венесуэлу в ближайшие годы не приходится. Бюджеты на 2026 год во всех компаниях уже сформированы, и Венесуэлы там не было. Поэтому говорить, что в 2026 году Венесуэла зальет мировой рынок нефтью, - неправильно. Этого точно не будет!
- Второй важный фактор - структура спроса. Большая часть венесуэльской нефти ориентирована прежде всего на США. Вся нефть, которая добывается в Венесуэле, нужна самим Соединенным Штатам. Их нефтеперерабатывающие заводы исторически заточены именно под такую нефть. Поэтому в первую очередь они будут закрывать свои потребности, - говорит Исмаилов.
Лишь после этого возможны поставки в Азию - Индию или Китай. Однако и здесь, по словам Исмаилова, нет гарантий. По его мнению, скорее всего, Индия и Китай к этому времени договорятся с Россией, найдут новые схемы поставок в обход санкций.
- Поэтому история с Венесуэлой - это во многом популизм. Реальный эффект от увеличения добычи венесуэльской нефти, если он вообще будет, проявится не раньше, чем через 5 лет. Но даже этот горизонт остается неопределенным. Мы видим, что Китай в своей госпрограмме до 2030 года пишет о резком снижении потребления нефти. Факторов слишком много, поэтому реально понять, как Венесуэла повлияет на мировой рынок и на Казахстан, можно будет лишь ближе к 2030 году, не раньше, - считает эксперт.
***
На фоне такой неопределенности он советует правительству Казахстана усиленно развивать нефтепереработку внутри страны, ускорив строительство четвертого НПЗ. По его оценке, часть добычи можно перенаправлять на внутреннюю переработку и в Китай. В завершение Исмаилов делает акцент на стратегическое мышление кабмина:
- Самое главное - чтобы люди, которые принимают решения, принимали их с учетом того, что они останутся жить в Казахстане. Сейчас есть тенденция принимать решения только с горизонтом до 2029 года. Такое ощущение, что дальше просто не хотят думать. А это очень сильно повлияет на будущие поколения и на наше будущее.
Тогжан ГАНИ, Астана
Другие новости на эту тему:
Просмотров:47
Эта новость заархивирована с источника 12 Января 2026 18:35 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые



















