Ибрахим Жанлыел: Air Astana не просто в игре, мы её ведём
Как передает Qazaq24.com со ссылкой на сайт Informburo.KZ.
Ибрахим Жанлыел – не новое лицо для казахстанского национального авиаперевозчика. Он присоединился к группе компаний "Эйр Астана" более 20 лет назад и руководил очень сложными и тонкими операционными и коммерческими процессами, принимая активное участие в формировании авиакомпании как лидера в своей отрасли внутри Казахстана, в Центральной Азии и за пределами региона. В эксклюзивном интервью Informburo.kz господин Жанлыел поделился достижениями авиакомпании и своим видением дальнейшего развития национального перевозчика.
– Более 20 лет назад вы пришли в компанию Air Astana, стояли у истоков построения системы продаж, тарифной политики, финансового управления и коммерческого планирования. Какой вы помните авиакомпанию в 2003 году и какой она стала сейчас?
– Когда я присоединился к Air Astana в 2003 году, у нас было всего три самолёта, которые летали лишь по трём международным направлениям. У нас было около пятисот человек в штате и перевозили всего 400 тысяч пассажиров в год. Сегодня у нас 62 самолёта, 102 маршрута в более 20 стран мира. Пассажиропоток за последние 12 месяцев составляет 9,5 млн пассажиров. Сегодня Air Astana стала лидером в Центральной Азии и на Кавказе.
Когда я получил предложение присоединиться к Air Astana в 2003 году, на тот момент я работал в авиации Казахстана пять лет, в авиакомпании KLM. Вы знаете, что это компания с вековой историей. Я стоял перед выбором: остаться в стабильной крупной компании или присоединиться к стартапу, в котором видел огромный потенциал. И выбрал второе. Можно сказать, что это было вызовом для меня. Но меня по-настоящему привлекла возможность роста и перспективы. Видел, что стратегия Air Astana имела хороший потенциал, и я чётко понимал, что могу привнести в развитие компании.
– Исследования показывают, что жизнеспособность большинства стартапов – не более двух лет. В этом случае стартап вырос в гиганта авиационной отрасли. Компанию Air Astana ждёт новый этап в её истории уже под вашим руководством. На какой сфере развития компании вы сосредоточитесь как вступите в должность?
– Сразу отмечу, что в должность я вступаю с 1 апреля 2026 года, то есть впереди ещё полгода переходного периода. Питер Фостер – очень успешный лидер, за 20 лет создал очень эффективную компанию. Но самое главное – он всегда делал акцент на том, что безопасность прежде всего. И основные ценности высоких операционных стандартов и стандартов безопасности, сильного управления и коммерческой эффективности останутся неизменными. Для меня большая честь стать лидером, который поведёт компанию к новым вершинам.
Я намерен сосредоточиться на трёх аспектах: безопасность, высокий уровень сервиса, коммерческая конкурентоспособность.
Мы будем укреплять наши позиции лидера авиаперевозок Центральной Азии из/в регион по нашей широкой сети в Азии и Европе. И, конечно, продолжим вкладывать в развитие продукта. Продолжим развитие нашего флота. Мы закончили унификацию нашего авиапарка в 2025 году путём вывода из него Embraer E2. Мы продолжим обновлять наш парк узкофюзеляжных самолётов Airbus лучшими образцами и новейшими технологиями, доступными на сегодня.
В следующем году ожидаем широкофюзеляжные самолёты Boeing 787. Уверен, что когда наши клиенты увидят Boeing 787, они полюбят его.
Компания делает серьёзные вложения в техническое обслуживание и развитие человеческого капитала. Если раньше мы отправляли наши самолёты на техническое обслуживание за границу, в настоящее время все самолёты семейства Airbus обслуживаются в Казахстане нашим техническим персоналом в ангаре в Астане. К слову, в штате компании около 600 высококлассных инженеров и механиков. Мы планируем инвестировать в строительство новых ангаров в Астане и Алматы для обслуживания новых Boeing 787, которые ожидаем.
Также компания инвестирует в обучение пилотов и членов экипажей. Два года назад мы привезли первый полнопилотажный симулятор в Казахстан. До конца этого года привезём второй. Тренинги для наших пилотов проводим в Казахстане.
Это всё нужно для того, чтобы поддерживать нашу инфраструктуру. Это является основой для дальнейшей реализации нашей стратегии.
– Какие тенденции вы можете отметить на международном авиационном рынке? Следует ли Air Astana этим трендам или сама задаёт их?
– Мы становились лучшей авиакомпанией в Центральной Азии с 2012 года. Это достигается непрерывным и поступательным движением. И когда я говорю "лидер", я не говорю только о типах и количестве самолётов, о числе пассажиров. Мы подразумеваем больше: безопасность, точность, операционные стандарты, стандарты сервиса, стандарты для пассажиров, эффективность, инициативы в сфере IT, внедрение искусственного интеллекта. Во всех этих областях мы являемся законодателями в Центральной Азии и на Кавказе.
Однако мы хорошо понимаем, что стоять на месте – это всё равно что отступать назад, когда мир постоянно меняется. Сегодня значительная часть нашего внимания сосредоточена на цифровизации. Цифровизация и искусственный интеллект становятся элементами конкуренции в отрасли. Используя ИИ, мы намерены усилить оперативную эффективность компании, чтобы иметь более тесное взаимодействие с пассажирами в режиме реального времени. Это поможет нам быстрее реагировать и предвосхищать нужды потребителя, а также быстрее улучшать или исправлять ситуацию.
В ближайшие несколько лет ИИ станет основным катализатором бизнеса. Здесь мы, в частности, нацелены на улучшение наземного и бортового обслуживания, регистрации пассажиров, что очень критично для авиационной системы, а также на управление сбоями в расписании полётов.
Мы не просто в игре. Мы впереди. Мы ставим перед собой амбициозную цель стать лучшим выбором не только для полётов внутри Казахстана, но и для путешествий в/из нашего расширенного рынка Центральной Азии и Кавказа. Наша амбиция заключается в том, чтобы группа Air Astana стала предпочтительным выбором для путешествий между Азией, Европой и регионом. Мы стремимся к тому, чтобы для путешественников из Центральной Азии Air Astana была первым и естественным выбором. Компания Air Astana должна быть всегда на слуху.
Следующим нашим шагом будет увеличение количества прямых семичасовых рейсов из Казахстана в Европу и Азию. Также мы работаем над увеличением частоты рейсов. Ведь наши клиенты – это физические лица, отправляющиеся в отпуск, бизнесмены, инвесторы. Увеличивая частоту полётов, мы привлекаем больше пассажиров, которые летят в Казахстан.
20 лет назад мы летали в Дубай два раза в неделю, сегодня из Алматы и Астаны – четыре раза в день. Мы летаем в Катар, Бахрейн, Медину, Джидду. Когда начали летать в Дели, у нас было два полёта в неделю. Сегодня – два полёта в день. И мы добавили рейсы в Мумбай и Гоа. Также привозим много пассажиров из Китая, Индии, Азии, с Ближнего Востока. Тем самым становимся драйвером развития туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса в Казахстане. Мы развиваем нашу инфраструктуру и тем самым вносим большой вклад в экономику Казахстана через мультипликативный эффект туризма. Этим мы очень гордимся.
– В этой связи и учитывая, что вы являетесь членом совета директоров Европейской бизнес-ассоциации Казахстана (EUROBAK), хотелось бы узнать, как вы оцениваете бизнес-климат в Казахстане?
– Казахстан в последние годы очень привлекает бизнесменов и инвесторов. Как вы знаете, мы вышли на международный рынок через IPO. Мы много встречали инвесторов из Европы, США, Азии. Для них Казахстан наиболее стабильная площадка для инвестиций в регионе. Они чувствуют себя очень комфортно у нас. Этому способствует и открытие Астанинской международной биржи AIX, которая привлекла много компаний, связанных с глобальной финансовой системой. Казахстан предлагает множество инвестиционных фондов. Думаю, что политическая стабильность Казахстана, законодательство, высокий уровень развития, сильная экономика в сравнении с остальными странами региона – это то, что инвесторы хотят, это то, что делает Казахстан самым привлекательным местом для инвестиций.
– Говоря о стабильности бизнеса в момент, когда господин Фостер объявил, что покидает пост президента компании Air Astana, акции авиаперевозчика снизились в цене. Пожалуйста, прокомментируйте это как финансист и будущий глава компании.
– В то время акции отреагировали небольшим и кратковременным падением, за которым последовало продолжение восходящего тренда, поскольку инвесторы увидели преимущества преемственности курса.
Со Дня рынка капиталов, который мы провели в августе этого года на AIX, они выросли на 16%. Сейчас акции компании стоят 840 тенге (на момент интервью). Когда мы проводили в середине сентября этого года День рынков капитала на Лондонской фондовой бирже, акции выросли на 10%. Так что такие колебания естественны и не связаны с объявлением. Рынок заинтересован в стабильности и ясности. Air Astana это демонстрирует.
– Недавно вы завершили обучение по программе для директоров в Университете Крэнфилда (Великобритания). Это считается хорошей стратегической подготовкой к роли CEO. Что нового, может быть неочевидного, вы вынесли для себя из этого обучения?
– Когда занимаетесь операционной деятельностью день за днём, вы отходите от того, что стратегически важно на перспективу, на длинной дистанции. Обучение по программе для директоров в Университете Крэнфилда дало мне возможность научиться мыслить стратегически, обновить свой потенциал стратега, смотреть на процессы в компании под другим углом – с перспективой, оценивая сильные и слабые стороны, и строить стратегический план по-настоящему. Эти знания очень пригодились в пандемию COVID-19. Ведь мы стали одной из нескольких авиакомпаний в мире, которая не просила помощи от государства. Мы были одной из немногих авиакомпаний, которые успешно справились во время COVID-19 и сумели устранить его последствия в течение одного года, в то время как авиационной индустрии потребовалось три года на восстановление.
На следующем моём посту полученные знания будут очень важны для выстраивания всех процессов. Но также хочу отметить, что в любом вопросе очень важны сильная команда и доверие друг к другу. Когда у вас есть такая сильная команда и доверие, самая важная задача лидера – иметь видение, куда он хочет повести компанию.
– Расскажите, пожалуйста, о достижениях казахстанского авиаперевозчика за 2025 год и что ожидается в 2026-м?
– Надо признать, что 2025 год был сложным для всей авиационной индустрии, наполненным вызовами. Здесь я имею в виду и авиакомпании, и производителей самолётов, двигателей, запасных частей и так далее. Но если посмотреть на первое полугодие, то мы увеличили трафик (выполненные пассажиро-километры) на 17,3%, а количество перевезенных пассажиров – на 11,6%. Мы открыли более 20 новых направлений. Продолжаем увеличивать авиапарк и заменяем его новыми технологиями. Это касается как семейства A320Neo, так и Boeing 787, который присоединится к нам менее чем через год.
Мы получили уже пять самолётов семейства А320neo, всего ожидаем шесть в этом году.
Мы развиваем наш человеческий капитал. Помимо всего перечисленного, приступили к реализации долгосрочной программы по подготовке инженеров и механиков. Ежегодно её будут проходить 40 молодых людей. Таким образом, мы сами готовим кадры, чтобы потом они обслуживали не только свои самолёты, но и внешних клиентов.
Наша цель – ещё больше укрепить своё присутствие в Центральной Азии и на Кавказе, а также на близлежащих мегарынках, таких как Китай, вся Азия, страны Персидского залива, Саудовская Аравия и Европа. И стать первым выбором для авиаперелётов в/из этого региона.
– Для казахстанцев актуален вопрос ценообразования на авиабилеты. Многие считают, что цены на авиабилеты Air Astana высокие. Разъясните, пожалуйста, позицию компании по этому вопросу.
– Всё познаётся в сравнении. Авиабилеты на аналогичные расстояния обойдутся пассажиру в 2–3 раза дороже в Европе, даже если лететь бюджетными авиакомпаниями.
Air Astana сегодня одна из самых эффективных авиакомпаний в мире в части затрат на пассажиро-километр. Если сравнивать с компаниями полного цикла, какой является Air Astana, то у нас один из самых низких уровней удельных расходов. Так же и у FlyArystan, работающей в другом сегменте. При этом чистая прибыль компании составила всего 3,9% в 2024 году. Если у вас один из самых низких уровней удельных расходов и при этом минимальная чистая прибыль, то это говорит о том, что компания направляет практически все выгоды от этого на интересы клиентов, на сервис.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:96
Эта новость заархивирована с источника 06 Ноября 2025 02:51 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые


















