Нефть в Китай и разрешение Путина: что происходит с КТК после атаки дронов на Новороссийск
Qazaq24.com, со ссылкой на сайт Orda.kz, информирует.
Удар ВСУ по порту Новороссийска надводными дронами произошёл полторы недели назад — 29 ноября. Однако круги от прогремевших в то утро взрывов расходятся до сих пор. В том, что произошло за это время с экспортом нефти из Казахстана, и не только с ним, разбиралась Orda.kz.
Атака 29 ноября была не первым ударом по объектам, напрямую или косвенно имеющим отношение к Каспийскому трубопроводному консорциуму. Но она точно стала самой ощутимой. Удар настолько повредил одно из выносных причальных устройств (ВПУ-2), что по прогнозам на его восстановление потребуются месяцы.
ВПУ — это устройство по перекачке нефти из трубопроводов в танкеры. И у КТК их Новосибирске не одно, есть ещё ВПУ-1 и ВПУ-3. Но ВПУ-3 с середины ноября находится на техобслуживании. А стало быть, вместо трёх нефтяных причалов у КТК сейчас работает один. А меж тем, как отмечают эксперты, именно на этот трубопровод приходится около 80 % всего нефтяного экспорта Казахстана или около 1 % мирового нефтяного экспорта.
Как сообщало Reuters, ВПУ-3 запустить в работу планируют уже 11–13 декабря. Сделать раньше это мешает погода, которая осложняет подводные работы. Хотя в сообщении КТК о встрече руководства консорциума с руководством «КазМунайГаза» конкретные сроки не указаны:
«Глава консорциума проинформировал руководителя КМГ о том, что коллектив КТК и подрядчики сейчас на морском терминале проводят работы по замене шлангов на выносном причальном устройстве — ВПУ КТК-3»,говорится в сообщении консорциума.
В первые же дни после атаки дипломатические ведомства Казахстана и Украины обменялись заявлениями. МИД РК заявил:
«Ожидаем от украинской стороны принятия действенных мер по недопущению подобных инцидентов в будущем».
МИД Украины ответил:
«Никакие действия украинской стороны не направлены против Республики Казахстан или других третьих сторон — все усилия Украины сосредоточены на отражении полномасштабной российской агрессии в рамках реализации гарантированного статьёй 51 Устава ООН права на самооборону».
9 октября официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров рассказал, что Казахстан и Украина дополнительно обсуждали эту тему.
«Дальше мы этот вопрос комментировать не будем, с украинской стороной мы поддерживаем связь, будем продолжать работу по закрытым дипломатическим каналам», сказал он.
Хотя, как отметил старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги Сергей Вакуленко, на российскую нефть в трубах КТК приходится только около 15 %. Всё остальное — это углеводород, добытый в Казахстане и принадлежащий компаниям, добывающим его на Кашагане, Тенгизе и Карачаганаке. Список же своих акционеров КТК публикует в каждом официальном сообщении. Выглядит он вот так:
«Акционеры КТК: Российская Федерация — 24 % (в лице компании „Транснефть“ — прим. авт.), МК „КТК Компани“ (ООО) — 7 %, АО НК „КазМунайГаз“ — 19 %, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15 %, „Лукойл Интернешнл Гмбх“ — 12,5 %, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5 %, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5 %, BG Overseas Holdings Limited — 2 %, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. — 2 % и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75 %».
О том, насколько снизились объёмы экспорта через КТК после атаки, всё тот же Reuters на прошлой неделе писал так:
«Отраслевой источник оценил потерю пропускной способности КТК при использовании только одного ВПУ в 900 000 тонн в неделю».
Плюс, по оценкам экспертов, уровень добычи нефти в Казахстане из-за ухудшения транспортировки снизился на 1,9 млн баррелей в сутки.
На этом фоне в Казахстане не переставали искать альтернативные пути экспорта нефти, рассчитанной на КТК. Например, не далее как 9 декабря появилась информация, что сырьё с Кашагана впервые планируют отправить в Китай через трубопровод Атасу — Алашанькоу. По данным опять-таки Reuters, в декабре 2025 китайские компании CNPC и Inpex планируют отправить с Кашагана 30 и 20 тысяч тонн нефти соответственно. Но в этом месте ещё раз стоит взглянуть на цифры отгрузки по нефтепроводу КТК: один ВПУ пропускает около 900 тысяч тонн в неделю. То есть даже в нынешнем состоянии с причалов КТК за оставшиеся дни декабря можно отгрузить около 2,7 млн тонн нефти. Это в 50 с лишним раз больше, чем цифры, озвученные для экспорта в Китай.
Звучала в СМИ и информация о планах по наращиванию поставок казахстанской нефти в Азербайджан и далее по нефтепроводу Баку — Джейхан. Но как отмечает Сергей Вакуленко, этот маршрут тоже сложно назвать альтернативой КТК.
«Главная же проблема в том, что доставить нефть из Казахстана в Баку можно либо через территорию всё той же России, на что Москва вряд ли согласится, либо танкерами. Но в Каспийском море сейчас всего около 20 танкеров водоизмещением восемь тысяч тонн и менее. А основной нефтяной порт Казахстана Курык способен отправлять только 200 тысяч баррелей в день. Теоретически Казахстан мог бы проложить морской трубопровод до Азербайджана. Тем более что с принятием в 2018 году Конвенции о юридическом статусе Каспийского моря для этого больше не требуется согласия всех прибрежных государств. Но тут всё равно остаётся множество технических проблем, связанных с отсутствием в море-озере соответствующего тяжёлого оборудования. Да и в любом случае такой проект было бы невозможно осуществить за три года»,пишет эксперт.
Так что конкурировать с трубопроводом в сторону Новороссийска другим направлениям пока сложно. Однако, возможно, вскоре в КТК будет меньше российского присутствия. 8 декабря Путин подписал распоряжение, в котором разрешил Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited проводить сделки по своей доле акций КТК. Доля, правда, как видно выше, у этой компании не такая уж и большая — 7,5 %.
Фото: publication.pravo.gov.ru
Как наиболее вероятный вариант дальнейших действий высказывается продажа «Роснефтью» своей доли в консорциуме кому-то из иностранных игроков. Главным претендентом, естественно, называют Shell. Но нефтяной эксперт Нурлан Жумагулов высказал довольно неожиданное мнение:
«Многие полагают, что Shell выкупает долю у „Роснефти“. Но логично будет „Роснефти“ выкупить долю Shell. Далее — приобрести 12,5 % у „Лукойла“. Тогда РФ будет контролировать 51 % доли в КТК».
Но он уточнил, что Минфин США вообще-то запретил отчуждение долей в КТК.
Читайте также:
Атака по КТК целенаправленно бьёт по экономике Казахстана, а не по России — аналитики Казахстанские доли «Лукойла» могут отойти Венгрии Копайте глубже — сенат одобрил поправки в Кодекс о недрах и недропользовании
Другие новости на эту тему:
Просмотров:82
Эта новость заархивирована с источника 10 Декабря 2025 11:58 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые



















