От букмекеров до садака: как чиновники игнорируют поручения Токаева
Qazaq24.com информирует, ссылаясь на сайт Total.KZ.
Ситуация при попустительстве чиновников, обязанных регулировать сферы благотворительности и азартных игр, приобрела критический характер.
Неисполнение определенных поручений главы государства, похоже, входит в привычку у части правительственных чиновников. Государственная пропаганда высвечивает лишь магистральные задачи, поставленные президентом, вроде искусственного интеллекта и цифровизации экономики, при этом слабо освещая «периферийные» задачи. Редакция Total.kz выяснила, какие поручения президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева остаются без должного исполнения.
358 благотворителей
Социальные сети TikTok и Instagram давно стали основными каналами связи казахстанцев с окружающим миром. И посредством этих же каналов у пользователей все чаще тем или иным способом выманивают деньги — лотереи, ставки, пари, а теперь еще и благотворительные организации мусульманского толка заполонили упомянутые соцсети, зачастую агрессивно проталкивая свои услуги или же вымогая пожертвования. Именно вымогая — просьбы о «садака» или помощи больному ребенку/нуждающимся детям/на строительство мечети или медресе и т. п. все чаще сопровождаются угрозами разнообразных кар в загробной жизни, утверждениями о скорой смерти и прочим треш-контентом. Все это стало настолько назойливым фоном для сотен тысяч пользователей, что жалобы казахстанцев достигли и главы государства. Еще в марте, выступая на очередном заседании Национального курултая, Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на этом явлении и поручил с ним разобраться уполномоченным органам:
«Члены Курултая высказывают озабоченность по поводу еще одной актуальной проблемы — участившихся в последнее время случаев мошенничества. Злоумышленники собирают деньги якобы на благотворительность и тратят их в личных целях. Многие люди становятся жертвами интернет-мошенников. Кроме того, сейчас в стране развелось множество псевдопсихологов и коучей, которые учат людей жизни и зарабатывают на этом. Многие, доверившись им, в итоге оказались обманутыми. Мне поступает большое количество таких обращений. Айгуль Орынбек справедливо поднимает данный вопрос», — сказал президент.
Упомянутая им Айгуль Орынбек — блогер и юрист из Туркестанской области — обратилась к президенту Казахстана с просьбой проверить деятельность 358 сомнительных благотворительных фондов, которые зарегистрированы в приложении Kaspi.kz и агрессивно требуют пожертвований в соцсетях.
Словом, ситуация при попустительстве госчиновников, обязанных регулировать данную сферу, приобрела критический характер — неудивительно, что президент посвятил этой проблеме часть своего выступления на Курултае. Следовало ожидать, что чиновники кинутся исправлять явные перегибы — а 358 благотворительных фондов, неведомо на что собирающих деньги с казахстанцев, это явно нездоровая ситуация — однако не тут-то было.
Прошло полгода, однако ничего не изменилось. Редакция Total.kz обратилась с запросом в Министерство культуры и информации РК, в ведении которого и религиозные организации, и благотворительные организации, чтобы понять, на каком этапе процесс наведения порядка в сфере благотворительности сейчас находится. Как выяснилось, по сути, чиновники ничего не сделали — все по-прежнему находится на стадии «разработки».
Выясняйте сами
Чтобы понять причину такой обеспокоенности, достаточно обратить внимание на соседнюю страну. В России финансирование организаций, осуществляющих пожертвования, к примеру, в пользу вооруженных сил Украины, наказывается в уголовном порядке. Поэтому россияне стараются точно знать, на что они перечисляют пожертвования. Казахстанцы более легкомысленно относятся к этому вопросу, как и к перспективе того, что они, жертвуя по указке из TikTok «садака», могут невольно стать, к примеру, спонсором религиозной террористической организации. А это ведь тоже уголовное наказание, профилактикой которого должны заниматься так же интенсивно, как и наркотических преступлений, например. Словом, деятельность аж 358 благотворительных фондов, причем мусульманского толка, должна была напрячь всю управленческую вертикаль страны сверху донизу. Но пока, как видим, обратил внимание на это лишь президент с подачи блогера.
В Минкульте, отвечая на запрос редакции Total.kz, сообщили, что на сегодняшний день в нашей стране зарегистрирована 1 371 благотворительная организация.
«С целью выработки законодательных норм, направленных на совершенствование сферы благотворительности, при министерстве создана рабочая группа из числа представителей государственных органов, благотворительных организаций, квазигосударственного и бизнес-сектора членами рабочей группой рассматриваются подходы, направленные на открытость, прозрачность и ответственность благотворительных организаций, а также физических лиц при проведении благотворительных сборов», — пояснила вице-министр культуры и информации Айзада Курманова.
Получается, подходы к тому, чтобы разобраться со всей этой сворой благотворителей, все еще «прорабатываются». А вообще первые хоть как-то осязаемые результаты начавшейся работы в этой сфере мы увидим только в апреле 2026 года. Поскольку «в рамках модернизации действующей «Базы данных НПО (неправительственных организаций)» в этом году будет введена новая форма отчетности для благотворительных организаций», утверждают в ведомстве Аиды Балаевой.
В министерстве уверены, что новая «форма позволит повысить ответственность благотворительных организаций, обеспечит открытость и доступность для всех казахстанцев, а также позволит повысить уровень доверия к деятельности благотворительных организаций, не ограничивая субъектов благотворительности».
«Первые публичные отчеты будут доступны по итогам 2025 года в апреле 2026 года», — отметили в МКИ, объяснив, что согласно статье 41 закона «О некоммерческих организациях» НКО ежегодно до 31 марта представляют в уполномоченный орган в сфере взаимодействия с неправительственными организациями сведения о своей деятельности.
Помимо этого в соответствии с законодательством НКО обязаны предоставлять отчетность в налоговые органы. Также ежегодно формируется и публикуется статистическая отчетность по деятельности НПО, утверждают чиновники. Ну, а на вопрос, почему бы не провести проверку хотя бы тех 358 фондов, что собирают деньги через банковское приложение, в министерстве сообщили, что… не имеют права.
«Министерство не обладает контрольно-надзорными функциями в отношении благотворительных организаций. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 закона «не допускается незаконное вмешательство государства в дела субъектов благотворительности, занимающихся благотворительностью, а благотворителей в дела государства, возложение на них функций государственных органов». В соответствии с действующим законодательством контрольно-надзорные функции осуществляются уполномоченными государственными органами в рамках их компетенции. В частности, соответствующие функции выполняют правоохранительные органы, а также налоговые органы в части соблюдения налогового законодательства, подачи отчетности и др.», — говорится в ответе на запрос редакции Total.kz.
В общем, чтобы выяснить, кто собирает деньги под видом благотворительности через банковские приложения, нужно обращаться в полицию. И так 358 раз?
Примерно такой же ответ получен на вопрос, имеют ли право эти благотворительные фонды собирать деньги, распространяя ролики в соцсетях с пометкой «Реклама». Причем видео с требованиями пожертвований скрываются под различными темами, чаще всего «Уроки английского языка» или, к примеру, «Cement for constructions». Такая пометка, по словам экспертов, появляется из-за того, что организаторы сборов намеренно маскируют свою рекламу под другой вид контента, чтобы обойти алгоритмы модерации TikTok. Платформа запрещает прямые призывы к пожертвованиям и сбору денег, если аккаунт не прошел официальную верификацию как благотворительный фонд. Чтобы обойти эти ограничения, пользователи указывают нейтральные категории рекламы — например, «Курсы английского», «Образование» или «Обучение» — и уже под этой меткой размещают видео с просьбами о «садака» или помощи больным детям. В результате реклама проходит модерацию, но фактически вводит пользователей в заблуждение (также может использоваться для мошеннических сборов). Что, по сути, является фактом ненадлежащей рекламы, и, соответственно, нарушением требований законодательства Республики Казахстан.

В министерстве же в свою очередь считают, что «благотворительные организации вправе свободно использовать любые законные ресурсы и инструменты для осуществления своей деятельности, включая проведение благотворительных сборов посредством сайтов, социальных сетей, мобильных приложений и иных онлайн-платформ».
«Однако в соответствии с подпунктом 3-1) пункта 2 статьи 8 закона «О благотворительности» благотворительная организация обязана: публиковать в средствах массовой информации и (или) на интернет-ресурсе благотворительной организации отчет о выполненной благотворительной программе не реже одного раза в год», — отметили в МКИ.
В общем, если мы правильно поняли Министерство культуры и информации РК: когда отчет не опубликуют, тогда и приходите, а в остальном у благотворителей руки развязаны. Интересно, президенту они так же отвечают?
Ответ Кaspi bank на запрос редакции Total.kz — знают ли они о ситуации с тремя сотнями благотворительных организаций, зарегистрированных на их платформе и что намерены предпринимать с этим — был более чем лаконичен.
«Организации, которые принимают благотворительные платежи с помощью мобильных приложений Kaspi.kz и Kaspi Pay, проходят проверку в соответствии с процедурами ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма). Все мечети и мусульманские благотворительные организации, которые собирают пожертвования с помощью мобильных приложений Kaspi.kz и Kaspi Pay, входят в структуру Духовного управления мусульман Казахстана. В каждом чеке есть ИИН/БИН продавца. По номеру БИН можно проверить, какая организация получила платеж, ее юридический адрес и имя руководителя. Целевое использование денег, полученных благотворительными организациями от граждан с помощью нашего платежного сервиса, не входит в рамки наших юридических полномочий», — сообщили в Кaspi bank.
По информации Духовного управления мусульман Казахстана, при муфтияте функционируют 18 благотворительных организаций (пансионатов), предоставляющих бесплатное проживание и образование студентам из многодетных и малообеспеченных семей. Перечень частных благотворительных учреждений ДУМК: ЧБУ «Актау», ЧБУ «Талдыкорган», ЧБУ «Сулеймен» (Астана), в Алматы — ЧБУ «Шанырак», ЧБУ «Кок-Тобе», ЧБУ «Арафат», ЧБУ «Карагайлы», ЧБУ «Хафиз», ЧБУ «Акмешит-Сырдарья» (Кызылорда), ЧБУ «Халифа Алтай» (Усть-Каменогорск), ЧБУ «Ак мечеть» (Шымкент), ЧБУ «Акжар» (Актобе), ЧБУ «Аксу» (Павлодарская область), Алматинская область — ЧБУ «Туркестан», ЧБУ «Жетыген», ЧБУ «Сайрам» (Туркестанская область), ЧБУ «Шиелы» (Кызылординская область), ЧБУ «Жанаозен» (Мангыстауская область).
Аузы қисық болса да…
Словом, пока у Касым-Жомарта Токаева хватает забот с экономическим блоком и внешней политикой, ряд министерств изображает видимость работы по его поручениям. И если бы дело касалось только благотворительной сферы, где кейс 33-летней Кайрат Перизат, которая руководила фондом Biz Birgemiz Qazaqstan, созданным в 2021 года как общенациональное волонтерское движение, в любой момент может повториться с еще более громким резонансом, однако мы обратили внимание, что и в деле борьбы с засильем букмекеров тоже не все гладко.
Напомним, что в Казахстане 9 сентября 2024 года вступили в силу поправки по вопросам игорного бизнеса и лотерейной деятельности. Законом внедрены ограничительные и стимулирующие нормы, направленные на снижение игровой зависимости населения. В частности, установлены ограничения по рекламе букмекерских контор и тотализаторов, запрещена наружная (визуальная) реклама букмекерских контор и тотализаторов, их реклама на транспортных средствах, в масс-медиа, кино-, видео- и справочном обслуживании.
В апреле 2025 года президент подписал еще закон о поправках, касающихся игорного бизнеса: установлен запрет рекламы букмекерских контор и тотализаторов путем ее передачи на абонентские устройства сотовой связи, а также на онлайн-платформах. Кроме того, был сужен круг СМИ, которым разрешается реклама азартных игр — должны иметь исключительно спортивную направленность.
Однако на практике, как оказалось, закон применяется избирательно. В декабре 2024 года Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям Астаны оштрафовал ТОО «Internet Portal Nur» на сумму 627 640 тенге за размещение рекламы букмекерских контор 1X Bet и Olimрbet. Меры тогда были приняты по заявлению депутата мажилиса Руслана Берденова (с недавних пор он занимает кресло заместителя акима Алматы Дархана Сатыбалды). Причем он обратился в суд в сентябре — решение было вынесено в кратчайшие сроки.
Казалось бы, подобное отношение теперь должно быть ко всем таким случаям нарушения закона о рекламе букмекеров. Но привычные для Казахстана двойные стандарты не замедлили проявить себя. Портал Stan.kz, принадлежащий ТОО «Галам Медиа», был оштрафован на 471 840 тенге за ту же рекламу 1X Bet, что и Nur, но продолжил ее размещение. После очередной жалобы компания была привлечена к ответственности по статье 455 (ч. 5) КоАП за повторное нарушение в течение года и оштрафована уже на 983 тысячи тенге. Казалось бы, вывод очевиден: общая сумма штрафов для Stan.kz составила 1 454 840 тенге. Но сайт и после этого не отказался от букмекерской рекламы. Видимо, доход от 1X Bet в разы превышает сумму взысканий. Кстати, вся эта история длится уже больше года.
Сейчас спортивные новости портал выделил в отдельную категорию, визуально выглядящую как другой сайт, и там снова появилась реклама букмекеров. Заставить сайт снять рекламу уполномоченные государственные органы не в силах, привлечь к ответственности в третий раз уже не могут — закон якобы не позволяет это сделать.
Возникает закономерный вопрос: почему одним нельзя (якобы грозят лишением регистрационного свидетельства), а другим можно (обходятся символическими штрафами)? Возможно, тут в декларируемую Касым-Жомартом Токаевым справедливость и равное исполнение закона для всех вмешиваются чьи-то личные интересы?

© ФК «Кайрат»
Не стоит забывать и о скандале вокруг футбольного клуба «Кайрат», который на матч с «Реал Мадридом» вышел в своих традиционных футболках с рекламой букмекерской конторы. В общественном пространстве эта ситуация вызвала бурную дискуссию: фанаты «Кайрата» принялись защищать своих любимцев от хейтеров, однако на этот раз возмущение общественности, выступившей против рекламы азартных игр, было вполне обоснованным. По закону телеканалы (к примеру, Qazaqstan) должны были скрывать рекламные надписи на «кайратовских» футболках в ходе трансляции. Однако и им, очевидно, также закон не писан.

Похоже, ответы на все эти вопросы известны лишь узкому кругу лиц, в числе которых министр культуры и информации Аида Балаева и министр туризма и спорта Ербол Мырзабосынов. Остальные могут только гадать, почему закон снова и снова «не замечают».


