"Молчание не решает проблему". Как остановить школьный буллинг и детские самоубийства в Казахстане
Как передает Qazaq24.com, основываясь на информации сайта Informburo.KZ.
По информации комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, в 2025 году несовершеннолетние совершили 139 самоубийств и 293 попытки суицида. Эти данные совпадают с аналогичными показателями прошлого года. Почему же юные казахстанцы добровольно уходят из жизни, что толкает их на принятие рокового, непоправимого решения?
Уполномоченный по правам ребёнка Динара Закиева называет одной из главных причин, вызывающих у детей желание свести счёты с жизнью, школьный буллинг. В 22% случаев триггером суицида является травля ребёнка со стороны сверстников или старшеклассников.
Европейское региональное бюро ВОЗ в независимом исследовании "Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья" (HBSC) приводит следующие цифры: 13% казахстанских подростков (примерно 1 из 8) подвергались кибербуллингу, 7% подростков подвергались буллингу в школе, каждый 13-й подросток был вовлечён в физическую драку. В драках участвовали 12% мальчиков и 4% девочек. Отмечается, что динамика роста с 2018 года отмечается только по кибербуллингу.
По данным Министерства здравоохранения РК, буллингу подвергались 17,5% казахстанских детей. Эксперты единогласны в том, что проблемы детского суицида и школьного буллинга не просто остаются актуальнейшими для Казахстана, но и между ними имеется тесная связь. Искоренение травли в школе гарантированно приведёт к снижению самоубийств среди детей и подростков.
Досбол нам в помощьВпервые в Казахстане с начала этого учебного года во всех школах и колледжах страны внедрена отечественная программа профилактики буллинга "ДосболLIKE", направленная на снижение случаев травли и формирование безопасной, поддерживающей и уважительной среды в организациях образования.
Уникальная программа разработана с учётом международных и отечественных нормативных правовых актов, включая положения Индекса благополучия детей. Она включает в себя лучшие мировые практики в борьбе с буллингом.
Пилотный проект включения программы в процесс обучения и воспитания детей в 50 школах девяти регионов республики дал отличные результаты. Педагоги применяли многоступенчатую модель: жалоба, анализ, план помощи, наблюдение и постнаблюдение. По итогам апробации лучшие результаты достигнуты в школах Астаны, Алматы, Абайской и Жамбылской областей.
"Учителя и школьные психологи дали высокую оценку программе. Она состоит из четырёх занятий, но охватывает важнейшие темы, учит детей и педагогов уважать чужие границы и защищать собственные, помогает различить простой конфликт и буллинг, даёт правильные установки на равные права и возможности для всех без исключения, развивает в детях командные и лидерские качества, воспитывает в них ответственность за совершённые поступки и показывает безграничную силу дружбы и доброты", – говорит руководитель лаборатории исследований психологического благополучия детей Национального научно-практического института благополучия детей "Өркен" Ирина Калачёва.
Программа "ДосболLIKE" составлена грамотно, и в ней учителя, социальные педагоги, школьные психологи и инспекторы, родители и дети найдут много для себя нужного и полезного, но сама по себе она работать не станет. В борьбе с буллингом не должно быть равнодушных, здесь никому нельзя ограничиваться ролью зрителя.
К сожалению, практически все руководители образовательных учреждений Казахстана предпочитают замалчивать тему травли. Они согласны с тем, что подростковый буллинг существует, искоренять его надо срочно, но именно в возглавляемой ими школе (либо колледже) случаев травли нет, никогда не было и не будет.
"Молчание не решает проблему. Буллинг опасен не только для жертвы, но и для всех невольных свидетелей травли. Даже сам инициатор травли нуждается в помощи психологов. Директора и учителя школ и колледжей должны открыто говорить о случаях травли, не опасаясь осуждения или негативных отзывов об учреждении, а думая в первую очередь о здоровье и жизни своих учеников. Недопустимо закрывать глаза и делать вид, будто бы ничего не происходит, ведь в какой-то момент ситуация выйдет из-под контроля и дойдёт до точки невозврата. Родители доверили нам самое дорогое – своих детей, и долг каждого учителя не допустить, чтобы ребёнок совершил суицид из-за травли", – считает руководитель авторской школы Жании Аубакировой Алмас Сапаргалиев.
В школе, где работает Алмас Сапаргалиев, любой сигнал ребёнка о буллинге не остаётся без внимания. Все обращения регистрируются в специальном журнале. Если приходят обеспокоенные родители, утверждающие, что их дети стали жертвами травли, руководство реагирует незамедлительно. Никто не предлагает папам и мамам "не волноваться попусту", не уверяет их в ошибочных и быстрых выводах. Каждая ситуация детально рассматривается, и дети чувствуют себя защищёнными. Естественно, полностью искоренить буллинг даже такая чуткость не в состоянии, однако стратегия педагогов авторской школы Жании Аубакировой достойна быть включённой во все образовательные учреждения республики.
Программа "ДосболLIKE" системе образования нужна, но многие психологи и учителя убеждены в необходимости дополнить её. Признавая плюсы нововведения, они отмечают важность внести в него чёткий алгоритм действий после того, как выяснен и доказан факт буллинга. Куда следует обращаться дальше, в каких случаях привлекать полицию, а где можно решить вопрос в стенах учебного заведения?
"Мы видим позитивные показатели Министерства просвещения, согласно которым 85% казахстанских детей счастливы. И в это же время детей избивают на переменах, насилуют в туалетах, им ломают рёбра и руки, доводят их до самоубийства. Наверное, люди, публикующие такие цифры для отчётов, живут в параллельном мире без насилия и драк в школах", – резюмирует исполнительный директор фонда Just Support Светлана Богатырёва.
Возглавляемый Светланой Богатырёвой фонд активно выступает за предотвращение и прекращение насилия в образовательных учреждениях, укрепление психологического благополучия людей и общества в целом, формирование безопасной среды и культуры поддержки через предоставление комплексных услуг, реализацию целевых информационно-образовательных инициатив и проведение адвокации за системные изменения.
Светлана и её коллеги стоят на защите прав детей. Они проводят лекции, семинары, тренинги, онлайн-курсы, воркшопы, конференции, форумы и семинары по повышению квалификации педагогов и психологов. Специалисты разрабатывают методические рекомендации и пособия, участвуют в рабочих группах по доработке нормативных правовых актов, занимаются психологическим консультированием и психологической диагностикой подростков и взрослых, оказывают содействие в построении в семьях доверительных отношений. Большая работа осуществляется и в Центре психологической поддержки алматинского управления образования.
"При нашем центре функционирует телефон доверия, за год на линию поступило 2550 сообщений, к нам обратились за помощью в разных ситуациях 1688 детей. Из общего числа 74 обращения связаны с буллингом. Мы обязательно выезжаем в школы, встречаемся с педагогами и школьниками. Нередко выясняется, что травли нет, а имел место обычный конфликт между детьми. Однако в данной ситуации лучше перестраховаться, ведь здесь речь идёт о благополучии детей, об их праве на безопасность", – подчеркнула директор КГУ "Центр психологической поддержки" управления образования Алматы Венера Коканова.
Психологи, учителя и школьные инспекторы убеждены в том, что буллинг никогда не возникает в одночасье, травля начинается постепенно, с обидных шуток, колких намёков, казалось бы, безобидных розыгрышей и придумывания оскорбительных прозвищ. Как бы пробуя почву, буллер изучает свою потенциальную жертву.
"Педагог должен контролировать атмосферу в классе и в целом в школе. Если он замечает тревожные звонки, надо действовать незамедлительно. Дети не признаются в умышленной травле. Они обычно говорят: "Я его не бил, просто нечаянно толкнул", "Я не бросила ей в голову бутылку, кидала лимонад другу, не рассчитала траекторию полёта", "Я не хотел разорвать тетрадку одноклассницы, она потянула тетрадь на себя резко, и та сама порвалась!" Вскоре буллеру уже недостаточно полученной им власти над жертвой, ему недостаточно портить её вещи, дразнить и обзывать, и он изобретает более жестокие методы", – делится опытом педагог-психолог Юлия Нестеренкова.
Открыто говорит Юлия Нестеренкова и о педагогическом буллинге – теме, тщательно избегаемой учителями. Заниженные оценки, пренебрежительный тон в разговоре с учеником, указывание на его слабости и ошибки в присутствии всех одноклассников – далеко не полный список проявлений педагогической травли по отношению к детям. И учительский буллинг тоже следует полностью искоренить, ведь школьники видят в нём модель для подражания.
Безопасность учащихся всегда остаётся приоритетным стратегическим ориентиром системы образования, и школа не должна становиться для ребёнка местом, где он сражается за выживание. Антибуллинговая программа внедрена, команда её авторов ждёт от родителей, учителей и детей обратной связи и готова вносить в неё любые дополнения, способствующие искоренению всех форм травли.


