Суд над двумя председателями экономического и городского судов начался в Петропавловске
Qazaq24.com, со ссылкой на сайт Liter.KZ, информирует.
В Петропавловском городском суде начался резонансный процесс, подобного которому еще не было в Северо-Казахстанской области, сообщает газета LITER.
На скамье подсудимых председатель экономического суда и председатель городского суда №2, в отношении которых выдвинуто обвинение в неоднократном мошенничестве в особо крупном размере, а также двое предпринимателей, обвиняемых в даче крупной взятки, и юрисконсульт-посредник.
Как следует из обвинительной речи прокурора Жана Бкаева, председатель Северо-Казахстанского межрайонного экономического суда Бекбол Баймаханов (мы не можем называть его бывшим вплоть до вступления приговора в законную силу и издания соответствующего Указа президента), по версии следствия, решил нажиться на печально известном деле компании “Алиби Агро”, которая заложила паевые земли крестьян в Халык банк, а рассчитаться по кредиту не смогла.
В результате банк передал право истребования долга в 900 млн тенге вместе со всеми земельными участками коллекторскому агентству, которое в свою очередь продало земли другому заинтересованному предпринимателю. Только воспользоваться той землей покупатель так и не смог. Как и все участники этого дела, обильно политого слезами крестьян, которые никакого согласия на залог своих земельных паев не давали, новоиспеченный землевладелец оказался втянутым в бесконечные судебные процессы. В результате коллекторы решили разрубить этот гордиев узел, зайдя в суд с “черного хода”. Интересы коллекторов представлял юрист Палаты юридических консультантов из Алматы Артем Иванов.
По версии обвинения, когда коллекторское агентство в очередной раз обратилось с иском в межрайонный экономический суд СКО, у председателя суда Баймаханова и возник преступный умысел на незаконное обогащение. Организовать встречу с заинтересованной стороной он попросил судью, рассматривавшего дело, – Дамира Омарова. Сказано – сделано. 21 августа 2024 года тот свел юрисконсульта Иванова с Баймахановым, и участники, поторговавшись, ударили по рукам: 20 тысяч долларов “за вынесение выгодного решения в пользу коллекторского агентства” в суде первой инстанции, и еще 30 тысяч долларов – за решение суда апелляционной коллегии.
Между тем, судя по датам, озвученным в обвинительной речи прокурора, еще с 17 августа Баймаханов находился под “колпаком” у комитетчиков, и в отношении него проводились “негласные следственные действия”, которые и зафиксировали весь эпизод.
Особенно следствие продвинулось, когда судья Омаров, поняв всю “противоправность” происходящего, что “действия Баймаханова и Иванова противоречат закону, добровольно обратился с письменным заявлением в КНБ” и согласился участвовать в негласных оперативно-следственных мероприятиях комитетчиков. Случилось это “озарение” у судьи Омарова 16 октября.
Несмотря на то, что председатель экономического суда Баймаханов всячески пытался заметать следы, назначал встречи и вел переговоры в разных кафе и ресторанах, все его действия были задокументированы. Ведь судья Омаров, которого он назначил посредником, сразу же отнес первый полученный взнос в 15 тысяч долларов в КНБ, где деньги пометили, и только потом передал их своему боссу. Баймаханова задержали в январе 2025 года. Как следует из материалов следствия, меченые купюры были изъяты в его служебном кабинете.
Торговля “правосудием”
В ходе проведения негласных следственных мероприятий в отношении судьи Баймаханова, по данным следствия, были выявлены другие признаки коррупционных действий. В расставленный комитетчиками капкан попался и второй служитель Фемиды – председатель Петропавловского городского суда №2 Ерлан Ибраев, который вместе с приятелем Бекболом Баймахановым договорился за мзду посодействовать в решении проблем бизнесмена Геворга Погосяна.
Директор дорожно-строительного предприятия Погосян ремонтировал дороги в Аккайынском районе СКО, и делал это очень плохо. В ходе проверки Национальный центр качества дорог выявил множество дефектов при укладке асфальта. В результате районный отдел строительства обратился в экономический суд СКО с требованием признать фирму недобросовестным участником госзакупок.
Чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков Геворг Погосян обратился к своему другу Гамлету Мелконяну, который был знаком с судьей Ибраевым, чтобы тот помог в решении проблемы. Как следует из обвинительной речи прокурора, Баймаханов, как юрист, знал, что в иске отделу строительства откажут, но согласился посодействовать предпринимателю в решении проблемы за 2 млн 500 тысяч тенге, которые и получил.
Очевидно, убедившись, как просто решаются дела в нашем суде, Гамлет Мелконян решил “развести” с помощью служителей Фемиды и свою беду. В ходе предпринимательской деятельности он задолжал окружающим порядка 233 млн тенге и, чтобы не возвращать долг, захотел объявить себя банкротом, о чем и попросил знакомых судей.
По словам прокурора Жана Бкаева, за решение вопроса вначале у него попросили 10 тысяч долларов, что в эквиваленте по тогдашнему курсу составило порядка 5 млн тенге, но потом сошлись на меньшей сумме – в 2 млн тенге. В результате Баймаханову и Ибраеву было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, совершенном неоднократно, лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций. Дело в том, как пояснил прокурор Бкаев, что ни один, ни второй судья это дело не рассматривали, его рассматривал вообще третий судья, поэтому Баймаханова и Ибраева обвинили не в получении взятки, а в мошенничестве. Хотя Мелконян тогда получил желаемое – суд признал его банкротом, но в апелляционной инстанции это решение было отменено, поскольку не было никаких оснований для его вынесения.
Самооговор или чистосердечное признание?
На первом заседании защитники жаловались суду на то, что не были удовлетворены их ходатайства. В частности, судья Ибраев просил о проведении психофизиологического обследования своего состояния на момент его допроса в КНБ, в чем ему органы предварительного расследования отказали.
“При проведении первоначальных следственных действий перед проведением дополнительных допросов на Ибраева было оказано прямое незаконное морально-психологическое давление сотрудниками КНБ в виде угроз, обмана и иных незаконных действий. Из жалоб моего подзащитного следует, что в результате применения угроз, обмана и иных незаконных действий при даче показаний 17 января 2025 года он совершил самооговор и оговор других лиц в совершении тяжких преступлений”, – заявил его защитник.
Повторное письменное ходатайство о привлечении специалиста для проведения обследования, которое было внесено 10 мая 2025 года, по словам адвоката, также было отклонено. Следствие решило, что судебно-психиатрического заключения, что на Ибраева никакого давления не оказывалось, вполне достаточно.
Скандальный процесс продолжается.


