Деньги на дорогах валяются
Как передает Qazaq24.com со ссылкой на сайт Time.KZ.
Схему взяток в управлении пассажирского транспорта и автодорог раскрыли в Северо-Казахстанской области
На скамье подсудимых заместитель руководителя организации и трое подрядчиков. Акты, взятки и откаты - именно из этих слов, по версии следствия, складывалась рабочая схема в региональном управлении пассажирского транспорта и автодорог.
Следователи считают, что заместитель руководителя ведомства Канат БАРКИТОВ “заработал” 9,5 млн тенге, подписывая акты выполненных работ за якобы проведенное обслуживание дорог. В деле также фигурируют субсидии на пассажирские перевозки и взятка.

В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Баркитов начал работать с июля 2018 года. Продержался на разных должностях пять лет и уехал покорять столицу. В Астане меньше чем за полтора года сменил пять мест работы и вернулся в Петропавловск. В марте его взяли замом в родное управление.
Но вскоре об очередном громком задержании высокопоставленного госслужащего рассказал официальный представитель тогдашнего антикора Данияр БИГАЙДАРОВ: В Северо-Казахстанской области службой по противодействию коррупции при координации главной транспортной прокуратуры изобличен заместитель руководителя областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
По версии следствия, Канат Баркитов получал вознаграждение за подписание актов выполненных работ по обслуживанию дорог и за выплату субсидий, которыми государство возмещает расходы перевозчикам по социально значимым пассажирским маршрутам.
Следствие по делу шло несколько месяцев. С 4 июня Канат Баркитов находится под домашним арестом. Его обвиняют по пункту 2 части 3 статьи 190 (“мошенничество”) и части 2 статьи 366 (“получение взятки”) УК. В совокупности это особо тяжкое преступление, за которое можно угодить за решетку лет на десять да еще и лишиться имущества.
Бизнес не тотНа скамье подсудимых также оказались трое предпринимателей. Один из них - директор ТОО “Алексеев и К” Вячеслав АЛЕКСЕЕВ. Компания работает с 2018 года и обслуживает два пригородных маршрута. Рейсовые автобусы Алексеева ездят из Петропавловска в город Тайыншу и село Большой Изюм.
По той же статье судят бывшего руководителя ТОО “NBS CONSTRUCTION” Берика НУРЖАНОВА. Фирма около десяти лет занимается строительно-монтажными работами и участвует в госзакупках. Что интересно, на сайте statsnet указано, что с 25 апреля ТОО руководит Серик НУРЖАНОВ. Судя по всему, близкий родственник подсудимого.
Алексеева и Нуржанова обвиняют по части 2 статьи 367 (“дача взятки в значительном размере”). Минимальным наказанием может быть штраф, 30-кратный сумме взятки, а максимум можно лишиться свободы на семь лет и своего имущества.
И, наконец, четвертый фигурант уголовного дела - директор ТОО “MD STRОY” Дидар МАХАШОВ. У него более легкая статья - часть 1 статьи 368 (“посредничество во взяточничестве”). Он может получить штраф, в десять раз превышающий сумму взятки, или попасть за решетку на три года и тоже лишиться имущества. В суде фигурантам дела слова пока не давали.
Тут помню, тут не помню...Свои показания дают свидетели. Отдуваться за своего подчиненного первым пришлось руководителю управления Ердену ШОРТЫБАЕВУ. Эту должность он занимает с 25 ноября 2024 года. До этого был замом и исполнял обязанности начальника областного ведомства.

Шортыбаев рассказал, что Баркитов к выдаче субсидий никакого отношения не имел, так как за пассажирские перевозки отвечает другой его заместитель - Мирхат АБИЛЬМАЖИНОВ. Вместе с руководителем он подписывает по ним бумаги.
По конкретному эпизоду с Вячеславом Алексеевым начальник управления не смог дать четкого ответа. Вроде предпринимателю отправили письмо о прекращении выплаты субсидий. Но вот причины отказа он не помнит.
А что касается ремонта и обслуживания дорог, тут работы непочатый край. И за них отвечал именно Баркитов. В регионе около двух тысяч километров дорог областного значения. За ними нужно следить круглый год - вовремя проводить ремонт и чистить от снега. За районами закреплены специалисты, которые проверяют работу подрядчиков. Задача Баркитова - общее кураторство.
Гособвинитель поинтересовался у первого руководителя управления, кто подписывал акты выполненных работ с подрядчиком и когда ему выплачивались деньги. Ерден Шортыбаев ответил, что не помнит. Документов много - какие-то подписывал он, какие-то - Баркитов.
Ссылалась на плохую память и руководитель отдела Ирина БАБЕНКО. Она призналась, что даже не помнит, сколько работает в этой должности. А вообще в управлении примерно с 2012 года. Но свою работу, похоже, знает четко, поэтому говорит, что на решение, кому выделять субсидии, никто из руководства повлиять не может. Это электронная госуслуга.
Всех свидетелей превзошла бывшая сотрудница управления УАКПАЕВА. Работала она там неофициально, занималась почтой, говорит, что с Баркитовым состояла чисто в рабочих отношениях.
Гособвинитель поинтересовался, заходил ли в марте Дидар Махашов - тот самый, который, по версии следствия, занес в кабинет Каната Баркитова взятку. Уакпаева ответила, что не следит за тем, кто куда заходит, а еще она не помнит, предлагал ли ей замначальника деньги. А в мае следователю давала совсем другие показания. Их зачитал гособвинитель: “В марте в обед я находилась в кабинете заместителя Баркитова. Мы говорили на бытовые темы. Баркитов хотел передать мне денежные средства. Он держал их в руках в сложенном виде. Я видела только верхнюю купюру номиналом, похожим на 10 тысяч либо 20 тысяч тенге. Какая общая сумма была у него в руках, не знаю”.
Уакпаева сразу сказала следователю, что Баркитов достал деньги из своей сумки, но она отказалась их брать и заявила, что не нуждается в них. Но заместитель стоял на своем и даже хотел положить стопку купюр ей в карман, но она пригрозила, что психанет и уйдет.
Про эти детали на суде Уакпаева сказала, что не помнит.
- Я не помню тот день. Я шла на тренировку, передо мной встали два незнакомых человека, обманным путем вызвали меня на допрос. Я была взволнована. Подписала, потому что сказали, что надо подписать, - под присягой сказала девушка.
То яма, то канаваПока жители Северо-Казахстанской области объезжают ямы на разбитых трассах, ломают машины, попадают в ДТП на аварийных участках, - в своих кабинетах сидят чиновники и лихо осваивают многомиллиардные бюджеты, которые каждый год государство выделяет на ремонт дорог.
К примеру, в Европе ровные дороги - это норма, а не роскошь. Ямы там, конечно, тоже появляются, только их сразу ремонтируют. Те же немцы недоумевают, когда приезжают в Казахстан, и задают резонный вопрос: “У вас нет денег на ремонт?” Конечно, есть. Тогда следует еще один вопрос: “За такие дороги в тюрьму разве не сажают?”
Здесь сложно ответить. Именно за ямы вряд ли сажают. Оказаться за решеткой чиновник может, если суд докажет, что он воровал деньги или получал взятки от подрядчиков, подписывая акты якобы выполненных работ, видя при этом явные нарушения. Посмотрим, чем закончится эта судебная история в Северо-Казахстанской области.
Светлана ДРОЗДЕЦКАЯ, фото автора, Петропавловск


