Не отрываться от России, но исходить из своих интересов Константин Калачев о политике Токаева
Qazaq24.com сообщает, что по информации сайта Liter.KZ.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие во втором саммите "Центральная Азия – Россия" и в заседании Совета глав государств СНГ, которые прошли в Душанбе. В своих выступлениях глава государства выдвинул ряд идей и инициатив – от укрепления торгово-экономической интеграции и сопряжения транспортных артерий до сотрудничества в сфере искусственного интеллекта и в цифровой среде. Мы попросили российского политолога, политтехнолога, руководителя "Политической экспертной группы" Константина Калачева прокомментировать основные месседжи президента Токаева и оценить их значение для развития казахстанско-российских отношений.
- Константин Эдуардович, в своем выступлении на саммите глав государств СНГ Касым-Жомарт Токаев высказался о современной угрозе глобального конфликта и кризисе доверия между государствами. Как вы оцениваете эти месседжи президента Токаева?
– Касым-Жомарт Токаев справедливо отметил ослабление роли дипломатии, эрозию международного права и отсутствие доверия. Возникает закономерный вопрос: как выйти из этой ситуации? Худой мир лучше доброй ссоры, а стол переговоров – лучшее место для разрешения противоречий. Лично я понимаю этот посыл так. Здесь нужны подвижки и готовность к компромиссам со всех сторон.
- Президент Токаев подчеркнул, что потенциал торгово-экономического сотрудничества внутри СНГ еще не исчерпан и предложил меры для его расширения. Какие приоритеты, выдвинутые президентом, вы бы здесь отметили?
– Главный приоритет – прямой и беспрепятственный доступ на рынки стран-участниц на условиях взаимности, запуск совместных производств и кооперация в ключевых отраслях. Фактически речь идет о реализации принципа свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и технологий. Экономическая интеграция предполагает отсутствие препон для взаимных связей. Токаев отметил, что у СНГ "одна цель – превратить Содружество в пространство созидания и прогресса, новых идей и возможностей". С учетом нынешнего состояния СНГ это будет непросто, но возможно.
- В своей речи Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на сопряжении транспортных артерий СНГ и создании цифровой транспортно-логистической карты. Что стоит за этой инициативой Казахстана?
– Казахстан завершает подготовку Концепции сопряжения транспортных артерий СНГ, ведь эффективное торгово-экономическое взаимодействие возможно только при наличии развитых транспортных коридоров. По мнению Токаева, коридоры "Север–Юг" и "Восток–Запад", включая Транскаспийский маршрут, превращают СНГ в ключевой сухопутный мост между Европой и Азией. Это может дать нашим странам серьезные преимущества. Но есть нюанс: транспортные коридоры в Европу могут идти как через Россию, так и в обход нее. Казахстан – союзник и стратегический партнер России, и его инициативы в транспортной сфере учитывают этот факт. Хотя многое зависит и от самой России.
Идею цифровой транспортно-логистической карты можно только приветствовать. Но это не самое главное. Главный вопрос – готовность стран СНГ развивать взаимовыгодные связи не только на Востоке, но и на Западе. Отдельно стоит отметить запуск железнодорожной линии "Достык – Мойынты", давшей старт формированию Трансказахстанского коридора. Главное, чтобы эти коридоры не заканчивались тупиками. Единая цифровая карта объединит инфраструктурные планы стран и поможет привлечению инвестиций в транспортную сферу. Хочется надеяться, что геополитика станет ресурсом, а не тормозом мировой торговли.
- Касым-Жомарт Токаев сообщил о создании в Казахстане министерства искусственного интеллекта и университета со специализацией в ИИ, а также предложил странам СНГ сотрудничать в цифровой сфере. Может ли это стать вектором интеграции и какую роль здесь может сыграть Казахстан?
– Роль искусственного интеллекта объяснять не нужно. Две ключевые темы сегодняшней повестки – это доверие и технологии. Казахстан в лице президента Токаева делает все возможное для продвижения этой повестки. Чем большую роль играют технологии, тем острее встают вопросы горизонтальных связей, интеграции, информационного суверенитета и информационной безопасности. Сотрудничество в цифровой сфере может быть как драйвером прогресса, так и способом отгородиться от остального мира. Казахстан ищет золотую середину.
Кооперация в цифровой сфере может быть вектором интеграции, более того, она будет вектором интеграции. Но здесь есть риски – прежде всего, восприятие цифрового суверенитета как автаркии и закрытости. Хочется верить, что ИИ будет объединять, а не разделять страны и народы.
Наличие собственных моделей ИИ, обученных с нуля, – один из ключевых факторов технологического суверенитета страны. Потеря доступа к передовым технологиям делает страну уязвимой. Безопасность важна, но открытость миру не менее значима. Уверен, что тут Касым-Жомарт Токаев, как и в других вопросах, исходит из интересов своей страны и стремится к разумному балансу. Казахстан действительно один из лидеров, например, в финтехе – это факт. Как факт, что в Казахстане именно государство – главный техно-оптимист. При этом для Токаева важны не технологии как таковые, а то, как они помогают людям, как они делают их жизнь лучше, как они укрепляют позиции Казахстана, как они работают на стабильность и прогресс.
- Накануне, в ходе встречи лидеров стран в формате "Центральная Азия - Россия", президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что "потенциал Центральной Азии признается в основных государствах мира". Как Россия сегодня видит роль Казахстана и всего региона в архитектуре евразийского сотрудничества?
– Формирующийся сейчас многополярный мировой порядок должен привести к более эффективному обеспечению безопасности, сохранению культурно-цивилизационной самобытности, равных возможностей развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного потенциалов, политического, экономического и социального устройства. Это главное. При этом потенциал государств Центральной Азии, особенно Казахстана, очень высок.
Для государств региона и России принципиально важно укреплять добрососедство и объединять потенциалы в различных сферах – на основе исторических связей, культурно-языковой близости и существующих форматов равноправного сотрудничества. Главное – избегать деления на "старших" и "младших", чтобы партнерство было действительно равным.
- Среди приоритетов Токаев выделил создание совместных торгово-промышленных зон, локализацию производства, индустриальные хабы, кластеры глубокой переработки зерна. Можно ли говорить, что речь идет о новой инновационно-индустриальной модели сотрудничества между Казахстаном и Россией?
– Это деловой и практичный подход. Можно сказать, что речь действительно идет о новой инновационно-индустриальной модели сотрудничества между Казахстаном и Россией на пользу обеих сторон.
Если резюмировать, Токаев не видит будущего Казахстана без России: стороны, как он сказал, "обречены" на партнерство. А само это партнерство – лучшая гарантия дальнейшего укрепления суверенитета Казахстана, его поступательного устойчивого развития, образа лучшего будущего. Токаев сделал все, чтобы показать России: у нее есть надежный партнер и союзник. Политика – искусство возможного, но возможное и желания совпадают не всегда. Это тот случай, когда возможности совпадают с желаниями. Не отрываться от России, но исходить из своих интересов, так я вижу политику Токаева. Это не только соответствует традициям, это прагматично и мудро.


