Одним навар, другим долги
Как передает Qazaq24.com, основываясь на информации сайта Time.KZ.
или Как жамбылских “садоводов” вокруг пальца обвели
Местные борцы с экономическими преступлениями в отличие от своих шымкентских коллег не усмотрели ничего противозаконного в мошеннической схеме с яблоневыми садами.
В Шымкенте уже успели и следствие провести, и приговор вынести, а в соседней области признаков аферы словно и не замечают.
Потерпевшие продолжают ходить по кругу, обращаясь то в ДЭР, то в прокуратуру, а после выхода публикации о многомиллионных хищениях при закладке интенсивных садов в Шымкенте они обратились и в нашу редакцию.
Формально жамбылские искатели справедливости сами повесили на себя это ярмо: поверив заманчивым посулам одного из организаторов мошеннической схемы, они добровольно подписали документы, по которым их теперь обязывают погашать выплаты по лизингу. Однако люди все же не теряют надежды доказать в суде, что их использовали втемную.
Вкратце напомним о вынесенном в межрайонном суде по уголовным делам Шымкента обвинительном приговоре (см. “Разгром банды “мичуринцев” на сайте time.kz). Экс-председатель уже канувшего в Лету Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства Жандар ОМАРОВ (ныне он в бегах) со своими подельниками - директором ТОО “GreenMartKazakhstan” Русланом САЗЫНБЕКОМ, заместителем Муратом ИСКАКОВЫМ, а также с другими не установленными следствием лицами мастерски провернули мошенническую схему, наварившись на интенсивных яблоневых садах, не дожидаясь первого урожая.
Прикрываясь благими целями развития садоводства на селе, сообщники развили бурную деятельность: сначала “закладка” дорогостоящих садов с импортными саженцами и израильским капельным орошением, а потом их активная передача в лизинг. Лизинговые кредиты сроком до восьми лет оформляли не на тех, кто готов был выращивать яблоки - такой цели никто и не ставил, - а на тех, кто по разным причинам согласился стать подставной фигурой и “учредителем” фиктивного ТОО.
Все эти сады под ключ что в Шымкенте, что в Жамбылской области сооружала принадлежавшая Сазынбеку фирма. Завышение сумм по смете, и этот факт был доказан в суде, принесло организаторам по 200 миллионов тенге с каждого сада. Еще одним способом наживы стало начисление субсидий. Общая сумма ущерба по шымкентским эпизодам составила 685 миллионов тенге.
Явку с повинной Руслан Сазынбек написал в департаменте по экономическим расследованиям Шымкента, здесь же он был осужден и получил восемь лет лишения свободы с конфискацией имущества. На пару с ним на тот же срок осудили и заместителя беглого председателя Мурата Искакова, не признавшего свою вину. Жамбылцы, к тому времени уже закидавшие своими обращениями компетентные органы, воспряли духом: ну вот сейчас и до них руки у следователей наконец дойдут. Но не тут-то было.
- Действия, аналогичные тем, что были установлены в суде, Сазынбек и его сообщники совершили и в Жамбылской области, - поясняет юрист Константин КАПУСТИН. - На моих доверителей были формально оформлены юридические лица, чему есть достаточно доказательств. Кроме того, в августе 2021 года 19 лизингополучателям были перечислены субсидии на общую сумму более 307 миллионов тенге. Полагаю, что эти деньги, так же как и в Шымкенте, получил Сазынбек или его сообщники.
Садовая афера в Жамбылской области начала раскручиваться в то же время, что и в Шымкенте. Первым в историю еще в 2018 году влип Елдос ЕРАЛИЕВ, клюнувший на предложение друга Алмаза БЕЙБУТБАЯ неплохо заработать на яблоневых садах в Шымкенте. Последний, как потом выяснил Елдос, состоял в родственных связях с Сазынбеком, что только подкрепило его уверенность в успехе трудоустройства. Следом Ералиеву сделали еще одно заманчивое предложение - открыть на его имя ТОО с перспективой, что через 10 лет эти 5 гектаров сада перейдут ему в собственность. Документы, уверяет Елдос, он все подписал, только вот на руки ему их не дали.
В 2019 году в Жамбылской области Омаров, Сазынбек и компания взялись “осваивать” сразу три сада по 50 гектаров каждый. И Ералиев, уже по просьбе Сазынбека, стал подыскивать надежных людей, желательно родственников, на которых временно, до конца строительства, можно оформить ТОО. Читай - повесить многомиллионные кредиты. Надежных нашлось 13 человек из числа родни и знакомых. Всех их оперативно сделали учредителями собственных компаний и будущими лизингополучателями. Садоводству людей, понятное дело, не обучали и вообще лишний раз в подробности дела не посвящали, только подсунули необходимые бумаги на подпись.
- Деньги в уставный капитал всех товариществ по тысяче тенге на счет внесла некая Асель МОЛДАШ, что подтверждается банковскими квитанциями, которые есть в кредитных досье. Она же еще и залогодатель: в обеспечение обязательств по договорам лизинга был предоставлен жилой дом в Косшы, оформленный на ее имя, - раскрывает нюансы жамбылской схемы юрист. - По имеющейся информации, Асель приходится родственницей Рауану МАНКЕЕВУ, занимавшему в то время должность главного менеджера департамента мониторинга проектов фонда.
По словам Капустина, никого в этом фонде не смутило, почему взнос в уставный капитал товарищества вносит постороннее лицо, которое затем обеспечивает залог. А еще каким образом компании с ничтожным капиталом, созданные меньше месяца назад, претендуют на получение садов и дорогостоящего оборудования, пусть и в лизинг.
А объясняется это лишь тем, что сады, по показаниям того же Сазынбека, в конечном итоге должны были быть переоформлены на людей уже самих организаторов аферы, как случилось это в Шымкенте. В Таразе же временное стало постоянным.
В декабре 2021 года Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства был реорганизован. Его правопреемником стало АО “Аграрная кредитная корпорация” (АКК), которое теперь и требует погашения лизинговых кредитов с несостоявшихся жамбылских садоводов. Иск корпорации был удовлетворен Таразским городским судом, и все ответчики теперь в должниках с весьма солидной задолженностью. В их встречных исках о признании договоров недействительными полностью отказано.
Всего же каждый из них до 2031 года должен выплатить лизингодателю в лице АКК в среднем почти 130 миллионов тенге: 58 - основного долга и почти 71 миллион - вознаграждения по ставке 16 процентов. В Шымкенте, к слову, стоимость аналогичных садов судом была признана завышенной: по 200 миллионов тенге накинул Сазынбек сверх сметы на каждый сад.
Суд в Таразе ожидаемо пришел к выводу, что ответчики добровольно и в здравом уме ставили подписи в документах, а значит, должны были понимать их суть. Те же в свою очередь продолжают доказывать, что стали жертвами обмана, не осознавая всех последствий.
Многочисленные обращения в ДЭР, прокуратуру, ДКНБ желаемого результата несостоявшимся жамбылским садоводам не принесли, и все представленные ими факты остались без внимания. Словно в потерпевших только они сами и никакого ущерба государству, как это было в Шымкенте, нанесено не было.
А навороченные сады с дорогостоящим оборудованием между тем являют собой весьма печальное зрелище: саженцы не выдержали первых суровых морозов, трубы давно высохли без воды. Остались здесь только долги.
Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент
Другие новости на эту тему:
Просмотров:19
Эта новость заархивирована с источника 24 Октября 2025 15:14 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые



















