Следствие вели чудаки
Qazaq24.com сообщает, ссылаясь на сайт Time.KZ.
Прокуроры, на которых Конституцией возложен высший надзор за соблюдением законности в стране, сами же и нарушали эти законы
Это уголовное дело можно смело преподавать на юрфаке по дисциплине “как не нужно проводить досудебное расследование”. В апреле 2009 года Суюндик ТУРЕКЕЛЬДИЕВ был назначен зампредседателя комитета экологического регулирования и контроля (КЭРиК) Министерства охраны окружающей среды. Вскоре финансовая полиция и прокуратура превратили перспективного чиновника в махрового коррупционера. При этом состряпанное уголовное дело изобиловало грубейшими нарушениями уголовно-процессуального законодательства и полным отсутствием доказательств вины. Но такие факты не помешали вынести в отношении Турекельдиева обвинительный приговор.
Суюндика обвинили в получении взятки, но ни меченых купюр, ни акта выдачи таковых, ни аудио- и видеофиксации получения мзды в качестве неопровержимых вещдоков следствие предоставить суду так и не смогло. А дело было так…
В августе 2011 года угольный департамент “Борлы” одного из крупнейших недропользователей направил в КЭРиК пакет документов для получения экологического разрешения, однако Суюндик Мырзакельдиевич отказал. Причина - не было заключения государственной экологической экспертизы, без которого выдача экологического разрешения запрещена законом. Однако следствие эти законные действия выдало за вымогательство крупной взятки у предпринимателя.
В материалах уголовного дела говорится: начальник отдела охраны окружающей среды компании М. АБАЙДИЛЬДИНОВ 30 декабря 2011 года приехал в Астану и встретился со своим знакомым Алмазом КАЛМЫКОВЫМ, соседом Турекельдиева. Алмаз проникся сочувствием к проблеме Абайдильдинова и согласился передать Суюндику 10 тысяч долларов. Из этой суммы по устной договоренности с Турекельдиевым Калмыков взял себе 2500 долларов за услуги посредника, остальные якобы передал чиновнику. Точнее, его домработнице по имени Азиза.
По словам Турекельдиева, Калмыков и Абайдильдинов банально оговорили его, потому что находились в зависимом положении от финансовых полицейских. Законность отказа в выдаче разрешения Суюндик обосновал вескими доказательствами, подтверждающими документами и свидетельскими показаниями. Следствие длилось очень долго, и уголовное дело попало судье специализированного межрайонного суда по уголовным делам Астаны Кажымукану МЕКЕМТАСУ лишь в 2014 году. Вынесенный им приговор едва уместился на 70 страницах! Кроме обвинения в получении крупной взятки от представителя угольного департамента стараниями следователя Генпрокуратуры Нурлыбека САБИТОВА Турекельдиеву до кучи вменили еще несколько эпизодов получения взятки от других предпринимателей, по которым уголовное преследование было ранее прекращено за отсутствием состава преступления.
После длительных судебных разбирательств и ожесточенных баталий со следствием и прокурором Турекельдиеву и его защите с огромным трудом удалось доказать непричастность к трем эпизодам коррупционных схем. Ему вменили только получение 10 тысяч долларов и дали семь лет лишения свободы с конфискацией имущества. Экс-чиновник подал апелляционную жалобу.
В коллегии по уголовным делам суда Астаны внимательно изучили доводы Суюндика Турекельдиева и материалы уголовного дела. Было принято решение приговор первой инстанции отменить. Бывшему зампредседателя изменили статью, более чем наполовину снизили срок, но, даже отсидев до звонка, Суюндик Мырзакельдиевич не успокоился. Весной 2018 года он подал жалобу в Верховный суд (ВС).
В народе говорят, что чудес не бывает. Но, видимо, они все-таки случаются.
Осенью того же года судебная коллегия по уголовным делам ВС обвинительный приговор отменила, а уголовное дело направила на новое рассмотрение в городской суд Астаны. Изучив все материалы, суд постановил вернуть дело прокурору с формулировкой “для устранения существенных нарушений УПК, препятствующих проведению судебного разбирательства”. Казалось бы, получив от суда дээс (так на профессиональном сленге юристы называют постановление о возвращении уголовного дела на доследование) и, соответственно, от своего руководства дисциплинарное наказание, любой следователь и прокурор должны были расследовать это дело под микроскопом, чтобы не повторять прежних ошибок. Но не в данном случае.
Уголовное дело, по словам адвоката Турекельдиева Венеры КИМ, семь месяцев пролежало под сукном в Генпрокуратуре: его не приняли в производство, сроки расследования не продлевали и никаких следственных действий вообще не производили. Адвокат Ким написала жалобу на волокиту следствия -
и случилось еще одно “чудо”! Нарушая все нормы УПК, регулирующие порядок проведения процессуальных действий и сроки следствия, дело Турекельдиева абсолютно необоснованно и незаконно снова направили в городской суд Астаны для рассмотрения по существу.
Тут уже ошалели судьи. Дело вновь вернули в прокуратуру, поскольку в ходе “доследования” не было проведено ни одного следственного действия! Позже Генпрокуратура направила дело в Есильский районный суд №2 Астаны с новым обвинительным актом, который подписал начальник службы уголовного преследования Генеральной прокуратуры Серик ШАЛАБАЕВ. Но даже его большая должность не спасла следствие от гнева Фемиды: возвратив уголовное дело прокурору, Есильский райсуд вынес частное постановление на имя генпрокурора страны (!) о грубейших нарушениях УПК, допущенных его подчиненными. К слову, уважающие себя офицеры после такого ЧП рапорт на увольнение по собственному желанию на стол начальства кладут...
Вскоре в горсуд поступила бумага из Генпрокуратуры о том, что по факту волокиты проведено оперативное совещание, на котором личному составу службы уголовного преследования “строго указано на недопущение нарушения норм уголовно-процессуального законодательства”. Другими словами, пальчиком погрозили, и все.
Что же касается незаконно осужденного, он и адвокат продолжали бороться с карательной машиной. После возвращения дела Есильским судом оно было направлено в Агентство по противодействию коррупции, которое возвратило его в надзорный орган. Затем дело передали в городской департамент по противодействию коррупции, откуда оно вновь было возвращено в Генпрокуратуру. Причина - доследование должно проводиться тем органом, который и начинал это уголовное дело. Еще одна причина: проведение следственных действий невозможно, потому что истекли все мыслимые и даже немыслимые сроки следствия!
К слову, перед очередным направлением дела в различные суды и следственные органы оно несколько месяцев лежало без движения в Генпрокуратуре. Поскольку обвинительный приговор был отменен, а дело возвращено на дээс, Суюндик все это время находился в статусе подозреваемого лица! По словам адвоката Ким, со дня отмены обвинительного приговора и до окончательного решения прекратить уголовное дело прошло более полутора лет!
Что же возмутило не только адвоката, но и служителей городской Фемиды и что осталось незамеченным следствием, прокуратурой и судьей Кажымуканом Мекемтасом?
Следователь Сабитов, расследуя состряпанное уголовное дело, взял на себя роль судебного эксперта. Он лично составил стенограммы телефонных переговоров… выборочно! Взял только те моменты, которые можно было выдать за разговор о деньгах. Но большую часть разговоров Турекельдиева с Калмыковым, опровергающих факт мздоимства чиновника, Сабитов не удостоил своим вниманием, умышленно не стенографировал их, чтобы не акцентировать на них внимание суда. Говоря юридическим языком, это подтасовка доказательств. Кроме того, в деле оказались сообщения, происхождение которых неизвестно: прокурор не давал санкции на перехват СМС-сообщений, переписка не изымалась постановлением следователя, но каким-то таинственным образом в деле эти “вещдоки” появились.
Следователь Сабитов настолько был уверен в своей безнаказанности, что марафетил материалы дела открыто. Он решил изъять у посредника Калмыкова часть взятки, которую тот забрал себе от 10 тысяч долларов, якобы переданных Суюндику. Следите за руками следователя: взятку Калмыков передал Турекельдиеву через его домработницу в 2011 году. Это данные следствия. Но у Калмыкова Сабитов изъял доллары, напечатанные Федеральной резервной системой США только... в 2013-м! Изучив ходатайство Венеры Ким, суд признал эти деньги недопустимыми доказательствами. Проще говоря, откровенной липой.
К слову, пока Сабитов занимался делом экс-чиновника, из рядового следователя он дорос до кресла первого замначальника службы уголовного преследования. Не исключено, что именно благодаря этой карьере стало возможным полуторагодичное беззаконие, творившееся по этому делу в стенах главного надзорного органа страны.
Еще один пример, мягко говоря, нестыковки следствия. Обвинив Турекельдиева в очередной взятке, следователи изъяли iPhone-5 Калмыкова и признали его вещдоком. Но адвокат Ким уверяет: ни в постановлении о производстве выемки, ни в протоколе выемки, ни даже в постановлении о приобщении смартфона к делу в качестве вещественного доказательства не указан IMEI-код телефона. Кроме того, именно этот мобильник никак не мог хранить события, имевшие место в 2011 году. По той причине, что был выпущен в продажу только... в 2012-м!
Вот еще один факт, как из Турекельдиева пытались сделать махрового взяточника, используя показания Калмыкова. Алмаз заявил следствию, что из очередной взятки чиновнику он оставил себе 250 тысяч тенге за услуги посредника и позже добровольно пожелал выдать эти деньги. Сабитов в протоколе выемки указал, что следствию выданы 250 тысяч тенге купюрами по 10 000. Но в уголовном деле имеется фототаблица, согласно которой Алмаз Калмыков выдал следствию… пятитысячные купюры. Мало того, Нурлыбек Сабитов, производя осмотр вещдоков, снова указывает в протоколе: осмотрены 250 000 тенге купюрами по 10 000 тенге, всего 25 штук. Но фактически в деле предмет осмотра - пятитысячные купюры в количестве 50 штук.
В общем, приводить все факты фальсификаций по делу Турекельдиева не хватит, пожалуй, и целой газеты.
Лишь 17 марта 2020 года первый зампрокурора столицы Берик АБИЛОВ поставил точку в этом многострадальном деле. Он лично завизировал документ, в котором говорится о прекращении уголовного дела против Суюндика Турекельдиева. Проще говоря, теперь бывший чиновник не коррупционер.
Но в постановлении Берика Рахатовича явная недосказанность. Раз уж Турекельдиев не взяточник, почему следствие, прокуратура и суд до сих пор не принесли ему публичных извинений за незаконное уголовное преследование и три года, проведенные на нарах? Почему целых пять лет правоохранители не удаляют из своих баз и иных ресурсов сведения о судимости Турекельдиева? Почему, в конце концов, в ситуации с экс-чиновником не работает принцип “Закон и Порядок”, объявленный главой государства Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ?
Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Просмотров:27
Эта новость заархивирована с источника 05 Ноября 2025 20:10 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас
Контакты








Самые читаемые


















