Трамп наконец ввел санкции против России. Какой сигнал он посылает Путину?
Qazaq24.com, ссылаясь на сайт Nur.KZ, отмечает.
Американский президент Дональд Трамп после девяти месяцев второго срока объявил о первых санкциях против России за агрессию против Украины. Масштаб, время и детали события заставили экспертов подозревать, что Трамп пока не готов открывать второй фронт экономической войны с Кремлем, а санкции преследуют другие цели. Какие?
До войны США и Европа вводили санкции в унисон, однако с возвращением Трампа в Белый дом Америка перестала наращивать экономическое давление на Россию и не поддержала ни одного пакета санкций Евросоюза и Великобритании. Трамп говорил, что новые ограничения поставят под угрозу успех его разговоров с Владимиром Путиным об окончании войны в Украине.
Но вот разговоры эти зашли в тупик, и в среду Трамп сказал, что его терпение лопнуло. Он ввел санкции против двух крупнейших российских нефтяных компаний — «Роснефть» и «Лукойл», но оговорился, что если Путин образумится, то ограничения быстро будут сняты.
Санкции нанесут урон главной российской экспортной отрасли, однако пока что они — лишь предупредительный выстрел, а не масштабное наступление, предупреждают эксперты.
Во-первых, санкции вступят в силу только через месяц, и за это время у Трампа есть возможность передумать. Во-вторых, Трамп по-прежнему не поддерживает европейские санкции против российской нефти и не разделяет решимости ЕС конфисковать замороженные на Западе золотовалютные резервы России. В-третьих, он не изменил позицию по отношению к поставкам оружия Украине.
И наконец, объявление о грядущих через месяц санкциях против части российской нефтяной промышленности поддержало падающие цены на нефть, что выгодно в первую очередь крупнейшему производителю нефти в мире — Соединенным Штатам.
До сих пор Америка — и при Джо Байдене, и при Трампе — воздерживалась от тотального эмбарго на российскую нефть именно из опасения скачка цен на бензин и недовольства населения. Теперь ситуация поменялась: на рынке избыток нефти, и падающие цены угрожают уже американским нефтяникам. Санкции против главного конкурента на нефтяном рынке как никогда кстати.
Однако даже если экономический эффект выбранных Трампом санкций оценить сейчас невозможно, политически они — важнейший сигнал, полагает Рут Дейермонд, эксперт по России из Королевского колледжа Лондона.
«Объявление о санкциях не так важно с точки зрения его материальных последствий, как с точки зрения сигнала, который оно посылает. Сигнала, что администрация Трампа наконец готова оказывать прямое давление на Россию», — отмечает она.
Этот сигнал спутал карты Кремлю, соглашается коллега Дейермонд по Королевскому колледжу Лондона Сэм Грин. Впервые с январской инаугурации Трамп не смягчил, а ужесточил позицию по отношению к Путину.
«Положат ли эти санкции конец войне? Нет. Но они все же имеют большое значение, — прокомментировал Грин смену политики Трампа. — С января российские власти и рынки принимали решения исходя из предположения, что Трамп воздержится от санкций».
Две крупнейшие нефтяные компании России рискуют стать изгоями для покупателей и перевозчиков их нефти и лишиться оставшихся активов за границей. Однако у них есть время адаптироваться к новым условиям и минимизировать ущерб.
Трамп дал всем контрагентам «Роснефти» и «Лукойла» срок до 21 ноября разорвать отношения или попасть под вторичные санкции США. Правда, санкции эти не автоматические, и каждый отдельный случай будет рассматривать Минфин США, который отметил в пресс-релизе, что «конечная цель санкций — не наказать, а добиться изменения поведения».
Поэтому насколько серьезны эти санкции, мы узнаем только 21 ноября, если Путин к тому моменту не убедит Трампа, что он изменил поведение к лучшему. Только когда Трамп начнет вводить вторичные санкции против перевозчиков и покупателей российской нефти, прежде всего в Китае, эксперты поверят, что он перешел от угроз к делу.
На этот случай у Трампа в запасе значительно более серьезные санкции против российской нефтяной промышленности, отмечает Дэниел Фрид, бывший помощник госсекретаря США по делам Европы.
Он может присоединиться к решению ЕС и Великобритании понизить «потолок цен» для российской нефти, выше которого западным судовладельцам и страховщикам запрещено прикасаться к ней. Еще в сентябре Европа понизила его до 48 долларов за баррель, тогда как США оставили 60 долларов, что выше текущей цены российской нефти и фактически снимает санкции за ее перевозку и страхование.
Кроме того, США могут наконец присоединиться к европейской охоте за «теневым флотом» танкеров, которые помогают России обходить западные ограничения на торговлю нефтью и нефтепродуктами.
Кремль за годы войны научился жить и торговать в условиях западного экономического давления, и 9-месячная пауза Трампа в ужесточении американских санкций лишь облегчила эту задачу.
Поэтому сейчас наиболее болезненными и эффективными были бы вторичные санкции против покупателей российской нефти в Индии и Китае, поскольку их порты, заводы и банки до сих пор свободно пользуются доступом к западной финансовой системе и технологиям, говорят эксперты. Если им придется выбирать между США и Россией, выбор не всегда будет в пользу Кремля, даже если отказ от дешевой российской нефти приведет к потере доходов.
Пока что Трамп ограничился лишь общими тарифами на индийские товары, а Европа ввела санкции против одного индийского и двух китайских нефтеперерабатывающих заводов.
Ситуация в Украине
"Трамп встал на тропу войны": Дмитрий Медведев назвал США врагом России Сегодня, 13:27 Евросоюз принял 19-й пакет санкций против России Сегодня, 11:47 Больше по этой теме

