Qazaq24.com
Qazaq24.com
close
up
KZ
Menu

Правительство усиливает меры по повышению доходов населения и созданию качественных рабочих мест

Жетысуская область оказалась антилидером по числу младенческой смертности

Дешево и сердито: Жумангарин раскритиковал казахстанские СМИ и объявил о сокращении пособий

Президент посетил Военный колледж имени Шокана Уалиханова

Они ещё споют!

Помидоры, яйца и огурцы подешевели в Казахстане за неделю

Казахстанские гимнастки завоевали бронзу на юниорском ЧА в Китае

Король Карл решил не переселяться в Букингемский дворец после ремонта

Информационная устойчивость как новая мера зрелости общества

Экс первая леди Южной Кореи получила семь лет тюрьмы за взятки

Охрана природы и путь к устойчивому развитию

Жол апаты және 2,5 ай кома: Өлімді жеңіп, сәбиін дүниеге аман есен әкелген Саяжанның оқиғасы

В партии Əділет создан Деловой совет с участием крупнейших представителей бизнеса

Хотим вернуть людям через другие сферы . Соцвыплаты в Казахстане урежут на 860 млрд тенге

Токаев подвел итоги военно патриотического сбора Айбын

Точное планирование и безопасность: Казахмыс автоматизирует управление производством

Мужчину арестовали близ Дома Министерств в Астане (ВИДЕО)

В Госдуме России предложили казнить чиновников коррупционеров

Egemen Qazaqstan объединяет лучших

Глава Минтруда не согласен, что врачи, которые учатся 7 лет, теряют в пенсионных накоплениях

Городские камеры: можно ли их взломать и кто на самом деле видит данные

Городские камеры: можно ли их взломать и кто на самом деле видит данные

Как передает Qazaq24.com, со ссылкой на сайт Kursiv.Media.

Фото: Ержан Айтанов

Камеры в городах давно стали частью пейзажа. На перекрестках, во дворах, у подъездов, на въездах в жилые комплексы. К ним привыкли так же, как к светофорам или фонарям, и большую часть времени о них просто не думают.

Но иногда вопрос все-таки возникает. Чаще всего в двух формулировках. Первая: а можно ли все это взломать? Вторая: а кто, собственно, смотрит записи?

Оба вопроса звучат бытово, но на самом деле они про одно и то же – доверие к системе, которая работает рядом с тобой каждый день. И ответы на них устроены сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Чтобы разобраться, как такие системы работают изнутри, мы обратились в Sergek Group, казахстанскую компанию, которая разрабатывает решения в области видеонаблюдения и городской аналитики. На вопросы отвечал Мирас Орынбай, руководитель направления контроля качества.

Почему «взломать камеры» – это не совсем то, о чем стоит беспокоиться.

В массовой культуре сюжет про взлом камер выглядит просто. Кто-то с ноутбуком подключается к городской системе и получает доступ к десяткам потоков. В фильмах это занимает минуту.

В реальности устроено иначе.

«Корректнее говорить не о теоретической возможности вообще, а о том, насколько архитектура системы снижает риск несанкционированного доступа», – объясняет Мирас Орынбай.

Ключевое слово здесь – архитектура. Камеры, серверы и базы данных не находятся в открытом интернете. Они работают внутри изолированных контуров, а обмен данными между сегментами идет по защищенным каналам связи. Это значит, что подключиться к ним извне, как к обычному сайту, невозможно в принципе. Нет публичной точки входа, к которой можно было бы постучаться.

Это не делает систему неуязвимой – и здесь специалисты не пытаются убедить в обратном.

«В информационной безопасности важно говорить честно: абсолютной защиты не существует. Устойчивость системы определяется не только технологиями, но и тем, как она управляется», – отмечает Орынбай.

И вот в этой фразе спрятан главный поворот разговора. Реальный риск в таких системах редко связан с фантазией про хакера-одиночку. Он связан с тем, как устроена сама технология и кто за нее отвечает.

Где на самом деле проходит граница безопасности

Когда речь идет о городских системах, многое зависит от того, как именно они собраны. Здесь есть две принципиально разные модели.

Первая – когда компания берет готовое зарубежное решение и адаптирует его под локальные задачи. Внешне все может работать одинаково. Но внутри это значит, что архитектура, исходный код, логика обновлений – все это контролируется кем-то снаружи. Любая доработка, любое закрытие уязвимости зависят от внешнего поставщика и его приоритетов.

В обычных потребительских продуктах такая модель – норма. Никого не смущает, что мессенджер на телефоне разработан в другой стране. Но когда речь идет о городской инфраструктуре, ситуация воспринимается иначе. Это уже не пользовательский сервис, а часть того, как устроена общественная среда. И вопрос, где живет код, перестает быть техническим.

Вторая модель – когда ключевые компоненты создаются внутри страны, собственной командой.

«Когда ключевые компоненты системы создаются собственной командой, появляется возможность контролировать архитектуру на всем жизненном цикле: от разработки до эксплуатации», – говорит Орынбай.

В переводе с инженерного это означает несколько вещей. Изменения в систему можно вносить быстро, не дожидаясь, пока зарубежный вендор включит твою задачу в релизный план. Уязвимости закрываются по факту обнаружения, а не через квартал. И, что важнее всего, никто за пределами страны не знает архитектуру глубже, чем те, кто ее построил.

Именно отсюда в разговоре про городские технологии появляется тема, которую раньше обсуждали в основном на уровне государственных стратегий, а сейчас все чаще в обычных публичных дискуссиях. Тема цифрового суверенитета.

Кто контролирует систему. Где находятся разработчики. Кто отвечает за код. Если эти ответы лежат за пределами страны, любая защита – это защита, которая зависит от чужой доброй воли. Если ответы внутри, это другая история.

«Когда разработка и сопровождение находятся внутри команды, проще реагировать на инциденты и выстраивать защиту под реальные задачи», – добавляет Орынбай.

В этом смысле вопрос, можно ли взломать камеры, оказывается лишь верхним слоем. Под ним – вопрос о том, насколько технология вообще находится под контролем тех, кто за нее отвечает.

Фото: Sergek Group

Кто и как смотрит записи

Со взломом разобрались. Но второй вопрос – про доступ – никуда не исчезает. Если систему нельзя взломать снаружи, это еще не значит, что внутри к ней нет вопросов. Кто-то ведь ее все-таки видит.

Здесь важно начать с того, что вообще такое «цифровой след». Обычно этот термин применяют к интернету: поисковые запросы, лайки, покупки. Но след формируется и в физическом мире – когда человек передвигается по городу, проезжает перекрестки, паркуется во дворе.

Один эпизод сам по себе ничего не значит. Камера зафиксировала номер машины на въезде во двор – это просто событие. Но если таких эпизодов много, из них, в принципе, можно собрать картину: где человек бывает чаще, какие у него маршруты, как он перемещается. И именно из этой потенциальной возможности рождается тревога.

Поэтому ключевой вопрос не в том, есть ли такие данные. Они есть. Вопрос в том, кто и при каких условиях может с ними работать.

«Системы не работают по модели открытого доступа из интернета. Основные компоненты разворачиваются в изолированных контурах: на локальных серверах и в защищенных средах, а обмен данными между сегментами выполняется по защищенным каналам связи», – объясняет Орынбай.

Перевести можно так: даже внутри страны нельзя «просто зайти и посмотреть». Доступ есть только у тех, у кого он должен быть по закону, как правило, у государственных структур, ответственных за общественную безопасность. И этот доступ оформлен не как кнопка «открыть», а как процедура.

«Мы, как компания, обеспечивающая технологическую платформу, не принимаем решений о том, кому и в каких случаях предоставлять доступ. Эти вопросы регулируются установленными регламентами и законодательством», – поясняет Орынбай.

Это важная развилка, которую часто не замечают. Технологическая компания строит инструмент. Кто и как его использует – определяется не разработчиком, а правилами, по которым работает государство. Смешивать эти роли – значит неправильно понимать, как устроена сама система.

Можно ли просто открыть и посмотреть

Самый бытовой страх звучит примерно так: а что мешает оператору просто включить камеру и посмотреть, что происходит у меня во дворе?

Технически – мешает довольно многое.

«Доступ пользователей осуществляется с использованием электронной цифровой подписи, что позволяет однозначно идентифицировать пользователя. Все значимые действия журналируются и могут быть проверены», – объясняет Орынбай.

Если перевести это на бытовой язык: каждое действие в системе оставляет свой собственный цифровой след. Кто зашел, когда зашел, к каким данным обращался, что именно делал – все это фиксируется. Анонимного просмотра в такой архитектуре не существует. Если кто-то решит злоупотребить доступом, это будет видно при первой же проверке.

Это не означает, что злоупотреблений не бывает в принципе. Речь о том, что у системы есть встроенный механизм, который делает их проверяемыми. И именно это превращает разговор о доверии из абстрактного в конкретный.

Что в итоге

Если сложить все вместе, разговор о городских камерах перестает быть разговором о страхах и становится разговором об устройстве.

Систему нельзя взломать как обычный сайт, потому что она не работает как обычный сайт. Доступ к данным имеют не все подряд, а те, у кого он есть по закону, и каждое действие фиксируется. Архитектура и код контролируются командой, которая работает внутри страны, а не находится по другую сторону океана. Это не делает систему идеальной – идеальных систем не существует. Но это делает ее понятной.

И в этом, пожалуй, главный сдвиг. Когда технология становится частью городской среды, вопрос к ней – это уже не вопрос, как она работает технически, а вопрос, кто за нее отвечает. На него можно отвечать декларациями, а можно архитектурой, регламентами и фамилиями людей, которые пишут код. Второй ответ всегда честнее.

Следите за обновлениями и свежими новостями на Qazaq24.com, где мы продолжаем следить за ситуацией и публиковать самую актуальную информацию.
seeПросмотров:122
embedИсточник:https://kz.kursiv.media
archiveЭта новость заархивирована с источника 13 Мая 2026 13:13
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

Правительство усиливает меры по повышению доходов населения и созданию качественных рабочих мест

26 Июня 2026 14:44see413

Жетысуская область оказалась антилидером по числу младенческой смертности

26 Июня 2026 18:18see158

Дешево и сердито: Жумангарин раскритиковал казахстанские СМИ и объявил о сокращении пособий

26 Июня 2026 17:53see155

Президент посетил Военный колледж имени Шокана Уалиханова

26 Июня 2026 16:50see153

Они ещё споют!

26 Июня 2026 17:16see153

Помидоры, яйца и огурцы подешевели в Казахстане за неделю

26 Июня 2026 23:10see151

Казахстанские гимнастки завоевали бронзу на юниорском ЧА в Китае

26 Июня 2026 19:56see149

Король Карл решил не переселяться в Букингемский дворец после ремонта

26 Июня 2026 15:44see149

Информационная устойчивость как новая мера зрелости общества

26 Июня 2026 20:04see148

Экс первая леди Южной Кореи получила семь лет тюрьмы за взятки

26 Июня 2026 20:50see147

Охрана природы и путь к устойчивому развитию

27 Июня 2026 06:34see143

Жол апаты және 2,5 ай кома: Өлімді жеңіп, сәбиін дүниеге аман есен әкелген Саяжанның оқиғасы

26 Июня 2026 15:44see142

В партии Əділет создан Деловой совет с участием крупнейших представителей бизнеса

26 Июня 2026 14:43see141

Хотим вернуть людям через другие сферы . Соцвыплаты в Казахстане урежут на 860 млрд тенге

26 Июня 2026 14:08see141

Токаев подвел итоги военно патриотического сбора Айбын

26 Июня 2026 16:06see141

Точное планирование и безопасность: Казахмыс автоматизирует управление производством

26 Июня 2026 15:43see140

Мужчину арестовали близ Дома Министерств в Астане (ВИДЕО)

26 Июня 2026 02:15see138

В Госдуме России предложили казнить чиновников коррупционеров

26 Июня 2026 17:05see138

Egemen Qazaqstan объединяет лучших

27 Июня 2026 02:08see138

Глава Минтруда не согласен, что врачи, которые учатся 7 лет, теряют в пенсионных накоплениях

26 Июня 2026 15:43see138
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня