Кому нужен мёртвый ипподром в Алматы и что с ним потом сделают?
Как сообщает Qazaq24.com, ссылаясь на сайт Orda.kz.
Продолжается скандал с алматинским ипподромом: в ноябре 2025 года его владельцы отказались принять в конюшни лошадей, задействованных в реабилитации детей. Животных оставили замерзать на улице. Компания массово выгоняла конников и вывезла спортивное оборудование. Orda.kz расследовала мотивы предпринимателей, их связь с многомиллиардным строительством и финансированием БРК, а также коррупционными скандалами.
Ипподром — это не просто 42 гектара в Алматы, но ещё и единственная площадка для развития скачек. Построенный в 1930 году, ипподром считался одним из лучших центров конного спорта в регионе.
Приватизация, подозрения и хронология событийВ середине 90-х, как утверждают наши источники, ипподромом завладел Болат Назарбаев с компанией «Назико». Этот исторический момент называют началом конца ипподрома.
В договоре 2002 года владельцем территории указано уже АО «Ипподром». Известно, что из-за долгов перед банками АО продало ипподром организации «Жокей клуб Республики Казахстан» всего за 8,1 миллиона тенге. Для такой большой территории и объектов эта сумма выглядела подозрительно низкой. Поэтому общественники до сих пор сомневаются в честности этой сделки.
На эти подозрения ответил бывший директор ипподрома Нурлан Тлевлесов, проработавший там с 2002 по 2007 годы.
«Продавцы были в долгах перед банками и искали покупателя, который возьмётся за развитие ипподрома. Так была заключена джентльменская сделка: низкая цена продажи, но к ней прилагались нерешённые проблемы ипподрома и огромные долги перед банками. Кроме того, сама земля не входила в продажу, это была невыкупленная территория. „Жокей клуб“ покупал её отдельно»,рассказывает Нурлан Тлевлесов.
ТОО «Жокей клуб» возрождал скачки и каждый год привлекал до миллиона долларов призовых, но в итоге компания тоже оказалась в долгах перед банками.
Продавать ипподром не хотели, но в 2008 году это пришлось сделать. Так ТОО «Тенгри-Инвест» стало новым владельцем. А бизнесмена Кенеса Ракишева конники называли настоящим хозяином территории, хотя в документах компании «Тенгри-Инвест» учредителем значился Ерлан Атамкулов. Он запомнился тем, что занимал пост президента КТЖ и был отправлен в отставку предположительно из-за уголовного дела о коррупции в 2007 году.
2009–2012 годы отмечают как бесхозный период ипподрома. Несмотря на наличие официальных хозяев, ворота были круглосуточно открыты, что позволяло беспрепятственно забирать и распродавать дорогое оборудование. В 2009 году официальных скачек уже не проводили, но конники устраивали неформальные забеги за свой счёт, завозили грузовики с песком и ремонтировали скаковые дорожки.
В феврале 2015 года ипподром пытались застроить жилыми домами, хотя публично говорили о реконструкции. Официальное письмо акимата Жетысуского района подтверждает истинные намерения застройщиков. Тогда в это дело вмешались общественники и старшая дочь экс-президента Дарига Назарбаева.


В 2021 году бывший тогда акимом Алматы Бакытжан Сагинтаев подписал документ, признающий ипподром памятником истории и культуры, который нельзя разрушать. Другой экс-аким Алматы Ерболат Досаев на встрече с жителями Жетысуского района говорил, что в генеральном плане города до 2040 года закрепили целевое назначение участка — «для эксплуатации ипподрома». Теперь, чтобы построить на территории что-то другое, компаниям придётся решать вопрос с законом.
Новый совладелец ипподрома построит отель RadissonВ 2024 году у ипподрома появляется совладелец: ТОО «Everest Development» во главе с 37-летним Багланом Нурбосыновым. В молодом возрасте он уже учредил и руководил целым рядом ТОО, часть из которых связана со строительством. Это значит, что ипподромом с 2024 года владеют сразу два крупных игрока строительного рынка Казахстана: ТОО «Тенгри-Инвест» и ТОО «Everest Development». В том же году новые владельцы начинают выселять из ипподрома конников.
В ноябре 2025 года произошёл скандал: лошадей, работающих в реабилитации детей, ипподром не принял в свои конюшни. Изначально этих лошадей выселили на лето, в сезон скачек, с обещанием принять их к зиме. Но слово не сдержали. Власти города разместили лошадей в соседнем конном клубе, а «Тенгри-Инвест» и Everest Development так и не уступили. Более того, вскоре они вывезли из ипподрома спецоборудование для старта скачек.
Фото Orda.kz
Невидимый учредитель
Учредитель ТОО «Тенгри-Инвест» — немецкий бизнесмен с казахскими корнями Юрий Судгаймер. По сообщениям российских СМИ, он известен историей о даче взятки в 400 тыс. долларов российскому экс-губернатору, сотрудничестве с ФСБ и международном розыске. Сейчас Юрий продолжает активную деятельность как в Германии, так и в Казахстане. Однако на самом ипподроме его никогда не видели.
В открытых данных ТОО «Тенгри-Инвест» указана фамилия в адресе электронной почты: rakisheva.zhanet@cbc-group.kz. Совпадение или родственница Кенеса Ракишева? Это единственный след, который подтверждает слова конников о том, что ипподром был связан с бизнесменом.
Второе — это @cbc-group.kz в адресе почты. Точно такой же домен указан на сайте группы компаний CBC, 30 лет работающей в автомобильной отрасли и владеющей заводом «Модуль». Это косвенно указывает на то, что ТОО «Тенгри-Инвест» и CBC group связаны.
В открытых источниках можно увидеть, что Юрий Судгаймер был учредителем ТОО «CBC-Транс» с 2009 по 2010 годы и учредителем ТОО «CBC-Модуль» — того самого завода — с 2013 по 2019 годы.
То есть один и тот же человек связан:
С «Тенгри-Инвест» (учредитель). С алматинским ипподромом (владелец). Со структурами CBC group (через учредительство).Это не доказывает прямое участие CBC group в делах ипподрома. Но совпадения наводят на вопрос: может ли «Тенгри-Инвест» с его учредителем Юрием Судгаймером быть частью большой и властной бизнес-структуры, в которой работает ипподром? И если так, то кому на самом деле противостоят общественники: небольшой компании или властной структуре с громкими именами?
Влияние нового учредителяЧто известно о Баглане Нурбосынове? ТОО «Everest Development» продаёт дома, построенные компанией Sensata Construction Group. О ней стало широко известно, когда её упомянул Айтбек Амангельды — брат убитой Салтанат Нукеновой. С его слов, компания принадлежала Куандыку Бишимбаеву через его брата. Sensata Construction Group опровергала это.
Кроме того, известно, что в августе этого года с компанией Upstate, учредитель которой также Баглан Нурбосынов, Банк развития Казахстана подписал соглашение о финансировании строительства гостиницы Radisson Turkistan в Алматы. Речь идёт о сумме 11,9 млрд тенге, из которых семь миллиардов выделит БРК.
Именно с появлением Баглана Нурбосынова на ипподроме начались активные действия не только по выселению конников, но и реконструкции другого ипподрома за чертой города Алматы. Но об этом позже.
Власти города: статус есть — защиты нетПо закону владелец должен подписать «Охранное обязательство». Это документ, требующий от собственника обеспечения сохранности и развитие памятника. Уже четыре года госорганы не подписывают документ, фактически нарушая закон.
Несколько лет назад экс-заместитель руководителя городского управления культуры Наиля Мулюкова ответила в официальном письме, будто бы все документы сгорели в пожаре во время Январских событий и готовится подписание новых. Спросить у чиновницы, почему вышло так, что договор до сих пор не подписали, не получится. В июне её приговорили к четырём годам лишения свободы за присвоение или растрату вверенного чужого имущества.
26 ноября в редакцию пришёл ответ от нынешнего заместителя руководителя управления культуры города Алматы Дамира Жумадельева. Его же имя указано в качестве исполнителя в том самом архивном письме Н. Мулюковой.
Оказалось, что управкульт направил досудебную претензию владельцам ипподрома 15 сентября 2025 года, однако компании «Тенгри-Инвест» и Everest Development проигнорировали власти города и закон страны.
Но и к управлению культуры вопросов не меньше. Прошло больше двух месяцев, а суд так и не инициировали. Выходит, что власти лишь грозят за неисполнение законов? Также управкульт обещает провести мониторинг без указания чётких дат и сроков. Неоднозначную реакцию вызывает и формулировка в письме «при выявлении нарушений содержания памятника». Все нарушения уже давно показаны на фото и видео целого ряда СМИ. О том, что конкретно было разрушено и вывезено, постоянно говорят общественники.

Каждый раз, когда ипподром пытаются уничтожить, власти публично не дают этого сделать, но оставляют лазейки для бизнеса в виде временных решений и делают невозможным использование документов.
Казалось бы, банальный конфликт «предприниматель против общественности» завершился бы подписанием «Охранного обязательства». Но этого не происходит.
26 ноября 2025 года на пресс-конференции «О дальнейшем развитии Алматы с учётом корректировки генерального плана города» заместитель акима города Бейбут Шаханов ответил на вопрос: «Да, сейчас застроить ипподром невозможно, так как этому мешает статус памятника истории. Но и разрушать его ничего не мешает. Не секрет, что этому нет никакого контроля. Будет ли ипподром возвращён в госсобственность в рамках нового генплана? Или строительный проект владельцев ипподрома может оказаться из числа уникальных и станет приоритетным?»
«Как вы все знаете, ипподром находится в частной собственности, и уже неоднократно сменялись его собственники. Но даже в обществе были слухи, что его планируют снести и на этом месте построить многоэтажное жильё. Но хочу вас заверить: как вы сами отметили, в действующем генеральном плане на этом месте у нас стоит ипподром, и в проекте нового изменённого генерального плана мы тоже принципиально настаиваем на том, чтобы он там и оставался. Речи о том, чтобы выкупать его в госсобственность, пока нет. Любые объекты, в том числе ипподром, также имеют право существовать и работать в частных руках. Но по дальнейшему сохранению его исторического облика, нормальному функционированию и соответствию своему статусу, со всем этим мы будем работать с собственниками».
Бейбут Шаханов. Скриншот видео от rsk_almaty
Талгат Жайсанбаев: от участия до сопротивления
Общественность и конники объединились против владельцев ипподрома и выступают от лица Талгата Жайсанбаева — главного организатора скачек, исполнительного директора РОО «Qazaq Jockey Club». Любопытно, что ещё недавно он был на стороне «Тенгри-Инвест» и Everest Development. А сегодня бывшие соратники стали оппонентами. Почему? Позиция Талгата Жайсанбаева изменилась, когда он изнутри столкнулся с реальными планами застройщиков. Но обо всём по порядку.
Ержан Майлыбаев, руководитель "Тенгри-Инвест", и Талгат Жайсанбаев, исполнительный директор РОО «Qazaq Jockey Club».Скриншот с программы YouTube-канала Sport+ Qazaqstan
В 2024 году застройщики назначили Талгата Жайсанбаева исполнительным директором ипподрома. Он давно работал там и знал, что в выходные конники чаще выбирали конный прокат, принося в жертву конноспортивные соревнования.
«Я видел, что настоящий конный спорт променяли на прибыль от клиентов, и понимал, что нужно расставить приоритеты. Для этого все, кто занимался конным прокатом и арендовал конюшни, должны были освободить их, дав возможность занять места спортсменам в сезон скачек», говорит Талгат Жайсанбаев.
Талгат Жайсанбаев, фото Orda.kz
Занимались прокатом чаще всего бывшие спортсмены, их супруги, дети и внуки. Именно их начали выселять с наработанных мест. В ход шли жёсткие меры: отключение электричества, выкапывание ям у конюшен и суды.
Судебное решение из открытых источников показывает, что ТОО «Тенгри-Инвест» добилось выселения тренера вместе с лошадьми. Так с ипподрома съехали и остальные конники.
Скриншот с сайта kompra.kz
Некоторых конников Талгат Жайсанбаев перевёл на другую территорию того же ипподрома. Там вместе с Жайсанбаевым они расчистили участок, провели электричество и установили летние конюшни. Большинство же выселенных конников переехало в конные клубы, которые расположены в посёлках близ Алматы.
Неожиданная сделкаКогда конное сообщество выселили и разобщили, руководство Everest Development неожиданно обратилось к Талгату Жайсанбаеву с предложением о сделке.
Компания обязалась построить за пределами Алматы ипподром международного уровня и аренду сделать невысокой и фиксированной.
Конники должны были взамен добровольно освободить алматинский ипподром и переехать в новый, а также не препятствовать сносу ипподрома и его застройке.
«Мы с конным сообществом не возражали против этой схемы, потому что алматинский ипподром был доведён до плохого состояния. У нас был выбор: остаться здесь и надеяться на возрождение ипподрома или уехать далеко, но на ипподром международного уровня, что открыло бы огромные перспективы для всей индустрии»,объясняет бывший исполнительный директор ипподрома Талгат Жайсанбаев
Важно понимать, что жокей-клуб сейчас охватывает большую часть скаковиков страны, ежегодно организовывая соревнования с призовым фондом. Сегодня это самая крупная организация с эксклюзивными правами, благодаря которой индустрия в стране возродились.
Более того: своими внутренними правилами жокей-клуб накладывает запреты на жестокое обращение с лошадьми и обучает конников мягким методам работы с животными.
Это доказывает, что Талгат Жайсанбаев был серьёзно заинтересован в том, чтобы конники получили лучший ипподром взамен городского, это напрямую связано с его целями развивать не только конный спорт, но и создать школу жокеев в стране.
Поэтому он пригласил для проектирования новой конной площадки Жан Пьера Дерубе, создавшего 13 ипподромов по всему миру. Они уже сотрудничали раньше, при строительстве ипподрома в Астане.
Скриншот из соцсетей
Как соратники стали оппонентами?
Но всё пошло не по плану. Вместо нового ипподрома компания реконструировала уже существующий, в селе Панфилово. Качество Жайсанбаеву не понравилось:
«Оборудование, которое отвечает за безопасность жокеев и лошадей, собственники закупали некачественное. Первый конфликт у нас произошел из-за этого. Дальше было хуже. Они упрощали планировку построек. Это была нечестная схема, в которую я оказался бы втянут. Поэтому я ушёл с поста директора ипподрома в декабре 2024 года».

Что покалечило лошадей?
Ипподром всё-таки реконструировали и назвали Nomad Arena. А 26 октября 2025 года в честь открытия провели там байгу. Многие лошади не смогли дойти до финиша. Хромающих и обессиленных животных можно увидеть на видео. И вот тут.
Комментаторы были недовольны, а федерация «Байге» направила письмо руководству Nomad Arena, указав на проблемы комплекса.

«Everest Development — компания с огромными финансовыми возможностями. Я был уверен, что их обещания по строительству нового ипподрома международного уровня — правда. А когда увидел, как они строят, то понял, что нас обманывают. Они хотели переселить нас на ужасный ипподром, в котором мы не смогли бы проводить скачки. А алматинский ипподром хотели снести, признать трибуны аварийными и поменять целевое назначение. Я понял их стратегию ещё в марте 2024 года, но до декабря пытался сотрудничать, объяснять, что именно они делают неправильно. Про качество скаковой дорожки я разговаривал с ними 7 марта 2024 года. А 26 октября 2025-го это сказали сами участники байги, испытав их ипподром», объясняет Талгат Жайсанбаев.Ответ владельцев ипподрома
В новостных пабликах владельцы городского ипподрома опубликовали своё обращение: мол, у них нет планов по возведению жилых или коммерческих объектов. А ипподром работает в прежнем режиме.
Скриншот публикации в инстаграме: kris_pi_almata
Компания публично отрицает обвинения в том, что ипподром намеренно делают неработающим, но внутренние документы показывают обратное: например, график с шестью выходными днями или 131 свободное место для лошадей в конюшнях в то время, как владельцы утверждают, что мест нет.

Как в мировой практике действует крупный бизнес, когда общественность встаёт поперёк планов? Обычно не ставят задачу «убедить всех жителей» — это невозможно. Задача — разбить оппозицию на группы, ослабить центр сопротивления и создать иллюзию легитимности проекта.
Делается это через официальные заявления, юридическое давление, затягивание проверок, обещаний, перекрытие доступа к воде, сервису и отключение света, закрытие доступа к территории. Именно такую стратегию наблюдает сейчас общественность.
За десятилетия влиятельные бизнесмены так и не предложили городу настоящее будущее для ипподрома. Ни один не выстроил долгосрочную стратегию развития скачек, не добился разрешения тотализатора, не сделал ипподром экономическим и культурным центром, как это случилось в странах, где конный спорт превратился в индустрию на миллиарды долларов.
Требует ли это инвестиций, экспертизы и многих лет системной работы? Безусловно. Это труд с рисками, международными стандартами, привлечением специалистов и уважением к самой логике спорта. Даже Россия, обладая огромными ресурсами, до сих пор не смогла превратить свой тотализатор в устойчивый источник дохода. А Казахстан может это сделать, потому что у казахов конный спорт в генах. Знаменитый во всём мире жокей Бауыржан Мурзабаев — четырёхкратный чемпион Германии и трёхкратный чемпион Чехии. Например.
Бауржан Мурзабаев. Фото: соцсети
Ипподром Алматы рушит не один бизнесмен — это длинная цепочка громких имён, связей и решений. На одной стороне — владельцы и девелоперы с арсеналом манёвров. На другой — спортсмены, федерации и династии конников, которые бьются за сохранение индустрии и лица города. Сегодня вопрос ипподрома — это не просто спор о земле, а тест на способность государства защитить собственную историю.
Читайте также:
Что спасёт алматинский ипподром? Коневоды предлагают вернуть тотализатор Замерзающих в Алматы лошадей эвакуируют в тёплые конюшни Бывшему директору Луговского конезавода отказали в возбуждении дела на сына Абыкаева
Другие новости на эту тему:
Просмотров:86
Эта новость заархивирована с источника 05 Декабря 2025 16:33 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые



















