"Если мы хоть на день перестанем убирать улицы, город превратится в свалку". Каково это работать уличным клинером?
По данным сайта Informburo.KZ, передает Qazaq24.com.
Утро 30-летней Береке Болатбек начинается в 3.00, так как в 3.45 от аула отбывает служебный автобус и везёт её вместе с остальными сотрудниками на работу в Астану. В 5.30 она должна приступать к работе – подметать улицы.
Береке Болатбек начинает подметать улицы ни свет ни заря
Береке – уроженка Монголии. Её имя переводится с казахского как "благополучие и процветание". Когда она училась в седьмом классе, родители переехали в Астану, где она позже поступила заочно в один из колледжей в Кокшетау на учителя начальных классов. Параллельно Береке в 18-летнем возрасте устроилась дорожным работником в "Астана Тазалық" – коммунальную компанию при столичном акимате, занимающуюся санитарной очисткой города.
"За 13 лет работы бывало всякое. Пьяные пристают. Айфон один раз нашла, вернула владельцу. Зимой тяжеловато бывает. Редко, кто из прохожих может просто поздороваться или сказать спасибо. В основном неприязненно на нас смотрят или с высокомерием. Хотя мы честную работу выполняем. Ничей хлеб не крадём. Мне прежде всего это нравится в моей работе", – говорит мать троих несовершеннолетних детей.
Вжих-вжих, Береке ловко орудует метлой. На её длинных ресницах скапливается пыль. Чтобы очистить несколько десятков метров тротуара, нужно несколько тысяч раз взмахнуть метлой. Никакого тренажёра не надо. Что называется, ежедневная бесплатная "жиротопка", и никого не волнует, как ты себя чувствуешь, есть ли у тебя настроение, какая погода на улице. Ты должна работать.
"А что родные, мама с папой, дети говорят о вашей работе? Не хотят, чтобы вы сменили профессию?" – интересуемся у нашей героини.
"Наоборот, я думаю, что своим примером воспитываю и приучаю детей к честному труду, к соблюдению чистоты. Общество ведь с семьи начинается", – скромно отвечает она.
Работница "Астана Тазалық" Береке Болатбек за работой
Береке Болатбек говорит, что мечтает о квартире в Астане. Хочет, чтобы дети жили и учились в столице. Другой мечты, по её словам, у неё пока нет.
Сейчас она с детьми живёт с родителями в ауле Жана Жайнак Целиноградского района Акмолинской области в 46 км от Астаны. Ещё одно преимущество этой работы – в 15.00 ты уже свободна и можешь заниматься своими делами. Но после работы Береке обычно не сидит без дела: занимается бытом, доит кобылицу и двух коров, которых держат родители.
"Я привыкла здесь работать и уже не захотела становиться учителем. Пока здоровье позволяет, здесь планирую работать, не думаю пока менять профессию. Хочу обратиться к жителям столицы, особенно к молодёжи, чтобы они не мусорили на улицах и соблюдали чистоту", – делится она планами.
Работники "Астана Тазалық" подметают улицы
Вжих-вжих, шаг за шагом, квартал за кварталом Береке с коллегами продвигается от района Конгресс-холла по улице Кенесары до проспекта Сарыарка. Так наступает обед, и после обеда опять начинается подметание по тому же маршруту, только в обратную сторону. За обеденный перерыв ветер снова сгоняет листья на чистый несколько часов назад тротуар.
Урна на улице Кенесары в Астане
Работники, следящие за чистотой, не только орудуют мётлами и лопатами, но и отмывают урны, скамейки, бордюры, очищают заборы и остановки от наклеек-объявлений, вычёсывают граблями газоны. Каждый из четырёх сезонов имеет свои нюансы. Зимой нужно убирать снег, которого в Астане выпадает всегда немало, а осенью головная боль – это уборка листьев.
Прохожие идут по улице в Астане
Непосредственный руководитель Береке, мастер и глава бригады по району Сарыарка Гульнара Нурмышева работает в этой сфере 27 лет. Начинала дорожной работницей, так же как и Береке, подметала улицы и убирала снег. Гульнара говорит, что за четверть века, которые она работает здесь, видела разные ситуации.
"Ну вот, например, как-то ученики вторых-третьих классов школы №1 по улице Желтоксан издевались над дорожниками. Разбивали стеклянные бутылки, словесно унижая, мол, убирайте, вы за это зарплату получаете! Люди могут пожаловаться на пыль, когда мы подметаем остановку. Когда просишь переставить машину, могут запросто обматерить. Пьяные частенько нападают. Помню, как один здоровый мужчина во дворе дома по адресу Кенесары, 30, агрессировал и кидался на рабочих, жалуясь на шум техники по утрам. Мол, спать не даём. Но если мы хоть на день перестанем очищать и убирать улицы, город в свалку превратится", – рассказала Гульнара Нурмышева.
По словам мастера, особенно зимой, когда рабочие не успевают убирать снег на улицах, от населения частенько поступают жалобы через IKomek – городской центр мониторинга и оперативного реагирования.
"Население большое, а нас мало. Для всех хорошим не будешь. Поэтому я своим людям говорю: не обращайте внимания и просто выполняйте свою работу", – говорит Нурмышева.
Около 114 тысяч кв. м территории ежедневно убирают 22 работника. Они сейчас работают в две смены: первая – с 6.00 до 15.00, вторая – с 16.00 до 24.00. Зимой, когда нужно будет убирать снег, добавляется и третья смена – с 20.00 до 5.00.
Работник "Астана Тазалық" Жаркынбек Тукыби собирает опавшие листья
Но не все, разумеется, негативно реагируют на работу дорожников. Есть и те, кто благодарит за работу.
"Особенно старшее поколение часто говорит спасибо за наш труд. Они ведь видели, в каком состоянии раньше город был и как он выглядит сейчас. Разница колоссальная! Иностранцы, бывает, удивляются чистоте. Однажды одна гостья из Санкт-Петербурга, наблюдая, как наши рабочие отмывают скамейки и урны, отметила, что у них так никогда не делают", – рассказала Гульнара Нурмышева.
Работник "Астана Тазалық" Жаркынбек Тукыби освобождает контейнер от листьев
Среди главных плюсов этой работы стабильная зарплата без задержек, физическая активность на свежем воздухе, но и минусы тоже имеются. Не каждый мужчина, не говоря о женщинах, сможет вытерпеть такой почти что армейский режим: каждый день, несмотря на жару и холод, снег и дождь, махать веником или лопатой.
Оклад у таких работниц, как Береке, – 275 тысяч тенге, на руки за вычетом налогов и соцотчислений они получают 220 тысяч. На праздники выдаются премии.
"Штат у нас полным не бывает, потому что местные, возможно, гнушаются такого труда и сюда работать не идут. У нас в основном работают люди из пригородных аулов: Киевки, Оразака, Софиевки, Жана Жайнака, Шортанды, Булаксая и других сёл. Да и нелёгкая это работа. Холод через ноги проникает в организм. Многие через несколько лет начинают страдать от болезней суставов, таких как артроз, остеохондроз, артрит, грыжа может вылезти и так далее. Многие и до пяти лет не дотягивают на такой работе, увольняются", – говорит Гульнара.
Работницы "Астана Тазалық" Нурбаден Еренше (слева) и Береке Болатбек переходят улицу
50-летняя Нурбаден Еренше, напарница Береке, переехала с мужем из Китая 21 год назад. Они с мужем живут в селе Коянды возле Астаны. В "Астана Тазалық" Нурбаден работает второй год. По специальности она медсестра и в свободное от основной работы время подрабатывает тем, что ставит в селе уколы, системы, делает массаж, может вправить вывих пальца.
"Медсестрой работать не захотела. Зарплата маленькая, да и переучиваться надо, английский знать. Меня моя работа устраивает. В нашем возрасте надо много и часто двигаться, и эта работа как нельзя лучше подходит", – говорит Нурбаден Еренше.
Её муж, 55-летний Жаркынбек Тукыби, тоже работает здесь около года.
"Работа мне нравится. Мы все стараемся, чтобы улицы столицы были чистыми. В любой работе бывают свои трудности. Одному Богу известно, сколько нам отпущено. Пока здоровье позволяет, будем работать до пенсии, а там дальше посмотрим", – говорит Жаркынбек Тукыби и спешит разгрузить контейнер с листьями в погрузчик.
Они родители пятерых детей. Три дочери уже вышли замуж. Младшая дочь окончила среднюю школу, а самый младший в семье – сын, ученик 11-го класса.
В опасной близости от подметальщиков обочин проносятся машины. Ещё одна серьёзная проблема, с которой сталкиваются уличные клинеры, – это отсутствие уличных туалетов. В местные кафе по нужде категорически не пускают. Приходится терпеть до базы (подвал в районе Конгресс-холла) либо проситься в офис партии Amanat на улице Кенесары.
Улица Кенесары в Астане после очистки тротуара от листьев
Конечно, по сравнению с прошлыми годами после установки видеокамер и введения штрафов за бросание окурков, плевки, щёлканье семечек и в целом мусорение в общественных местах город, отмечают работники, стал намного чище.
Но теперь возникла другая проблема – люди, соблюдая закон, начали плеваться и сморкаться прямо в урны.
"А мы их должны постоянно мыть. Сами понимаете, что они становятся источниками болезней, тех же туберкулёзных палочек, и я всегда, пользуясь случаем, при встрече с руководством говорю, чтобы нашу профессию отнесли к вредным профессиям с соответствующими льготами", – предлагает мастер-бригадир.
Работница "Астана Тазалық" Нурбаден Еренше подметает тротуар
Но это всё, по словам бригадира Гульнары, ерунда. Всё же самое тяжёлое в этой работе – это когда труд твой не ценится, а от населения сыплются нападки и оскорбления. Психологически в таких условиях очень сложно работать.
"Некоторые устраиваются к нам и потом лицо прячут, чтобы знакомые не узнали их. Не знаю, я никогда не стыдилась своей работы. За счёт неё обучила и подняла на ноги двух детей. Наоборот, я горжусь, что чистота нашего города в наших руках и мы вносим свою лепту в общее дело. Каждая работа должна быть в почёте. Ты зарабатываешь на жизнь честным трудом, что может быть лучше", – говорит на прощание Гульнара Нурмышева.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:102
Эта новость заархивирована с источника 03 Ноября 2025 17:40 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас

"За 13 лет работы бывало всякое. Пьяные пристают. Айфон один раз нашла, вернула владельцу. Зимой тяжеловато бывает. Редко, кто из прохожих может просто поздороваться или сказать спасибо. В основном неприязненно на нас смотрят или с высокомерием. Хотя мы честную работу выполняем. Ничей хлеб не крадём. Мне прежде всего это нравится в моей работе", – говорит мать троих несовершеннолетних детей.
"Ну вот, например, как-то ученики вторых-третьих классов школы №1 по улице Желтоксан издевались над дорожниками. Разбивали стеклянные бутылки, словесно унижая, мол, убирайте, вы за это зарплату получаете! Люди могут пожаловаться на пыль, когда мы подметаем остановку. Когда просишь переставить машину, могут запросто обматерить. Пьяные частенько нападают. Помню, как один здоровый мужчина во дворе дома по адресу Кенесары, 30, агрессировал и кидался на рабочих, жалуясь на шум техники по утрам. Мол, спать не даём. Но если мы хоть на день перестанем очищать и убирать улицы, город в свалку превратится", – рассказала Гульнара Нурмышева.
"Медсестрой работать не захотела. Зарплата маленькая, да и переучиваться надо, английский знать. Меня моя работа устраивает. В нашем возрасте надо много и часто двигаться, и эта работа как нельзя лучше подходит", – говорит Нурбаден Еренше.






Самые читаемые



















