Как праправнук казахского хана стал основателем российского телеграфа
Как сообщает Qazaq24.com, ссылаясь на сайт Kazpravda.KZ.
Праправнук хана Абулхаира, младший сын хана Внутренней Букеевской Орды, генерал-майора Жангира Букеева, стал в дореволюционной России единственным казахом, удостоенным высшего воинского звания – генерала от кавалерии (по-современному – генерала армии).
Ему было 9 лет, когда он, как и его старшие братья Сахиб-Керей, Ахмет-Керей и Ибрагим, был принят в привилегированный Пажеский корпус, элитное военное учебное заведение для молодых людей из «лучших родовитых и служилых семей», и пожалован в камер-пажи императорского двора. По традиции военные парады в российской столице Санкт-Петербурге всегда открывали на Марсовом поле пажи, выделявшиеся своей статью даже среди блестящей гвардейской молодежи. Ежегодно в Пажеский корпус принимали всего 50 воспитанников, в том числе и отпрысков императорской фамилии. Все они обучались за казенный счет. Кандидаты на зачисление тщательно проверялись по состоянию здоровья и внешнему виду. Согласно строгому царскому повелению, запрещалось принимать «сутулых, кособоких, конопатых, щербатых, низкорослых и кривоногих».
Губайдулла отвечал самым строгим требованиям приемной комиссии, поэтому был принят одним из первых, несмотря на то что еще слабо владел русским языком.
После семи лет обучения, в июне 1856 года, он был выпущен из корпуса по 1-му разряду (то есть отличником), занесен в «Золотую книгу» и произведен из камер-пажей в корнеты (первый офицерский чин в кавалерии) лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. Через год прикомандирован к командиру Отдельного Оренбургского корпуса генерал-губернатору, графу Василию Перовскому для ознакомления с делами по управлению местными казахами и башкирами.
В августе 1870 года полковнику лейб-гвардии казачьего полка султану Губайдулле Жангирову специальным указом императора Александра II было разрешено носить родовую фамилию князь Чингисхан в память о своем знаменитом предке. Сослуживцы же дали ему шутливое прозвище Мамай за роскошную бороду и усы. В июле 1871 года он был переведен в Санкт-Петербург и назначен флигель-адъютантом свиты Его Императорского Величества. В нее входили деятельные, безукоризненно честные и лично симпатичные императору люди, выполнявшие обязанности дежурных офицеров в Зимнем дворце, а также различные специальные поручения монарха. Свита императора была своего рода резервом подготовки кадров для занятия в последующем важных государственных постов.
Через пять лет пребывания в этой должности ему было поручено ответственное задание – заниматься делами вновь созданного Телеграфного департамента МВД России. В должности первого директора этого ведомства он сделал очень многое для развития телеграфной и телефонной сети в стране и становления военной связи как специального рода войск в армии.
С началом русско-турецкой войны 1877–1878 годов Губайдулла был назначен начальником движения телеграфной корреспонденции Балканской армии. На этой должности требовались быстрое и точное исполнение приказов вышестоящего командования, инициативность, смелость, организаторские способности и новаторство.
В опубликованном после окончания войны 109-томном «Сборнике материалов по русско-турецкой войне 1877–1878 годов на Балканском полуострове» наряду с именами известных русских военачальников часто упоминается начальник телеграфных линий действующей армии князь Чингисхан.
Так как война шла на чужой территории (Болгарии, Турции и Румынии), то местное население нередко устраивало на телеграфных линиях диверсии и выводило их из строя, но Губайдулла Жангиров смог тем не менее обеспечить бесперебойную связь штаба армии с войсковыми соединениями, с Санкт-Петербургом и столицами зарубежных государств.
В сентябре 1877 года за взятие Плевны (Болгария) Губайдулла Жангиров награжден почетной золотой саблей с надписью «За храбрость», а в январе следующего года получил звание генерал-майора.
Таким образом, казах Губайдулла Жангиров, став первым начальником войск связи российской армии и первым генералом этого рода войск, находился у истоков зарождения армейского телеграфа.
За заслуги в русско-турецкой войне он был зачислен в свиту императоров Александра II и Александра III. С 1881 года Губайдулла снова начальник Телеграфного департамента МВД, по совместительству – помощник управляющего земским отделом по делам казахского (киргизского) населения империи. В 1884–1885 годах работал в правительственной комиссии по составлению нового Положения об управлении Туркестанским краем, занимался вопросами землеустройства, организации суда, взимания налогов и развития образования. Привлекался к разрешению спорных земельных вопросов в Крыму, избирался почетным мировым судьей Новоузенского уезда Самарской губернии.
Находясь долгие годы вдали от родины на службе в русской армии, он тем не менее всегда помнил о своих корнях и вере. Будучи очень религиозным, в 1878 году как истинный мусульманин совершил хадж (паломничество) в Мекку.
30 августа 1888 года 48-летнему офицеру-чингизиду было присвоено звание генерал-лейтенанта по армейской кавалерии с оставлением на службе в системе МВД России. Через шесть лет, 7 мая 1894 года вышел в отставку в звании генерала от кавалерии (высшее воинское звание в армейской кавалерии и регулярных казачьих войсках).
Всего на воинской службе в российской армии Губайдулла Жангиров находился 37 лет, совершив блестящую карьеру от воспитанника Пажеского корпуса и корнета до генерала кавалерии. Скончался он в Ялте 28 февраля 1909 года. К сожалению, потомков у него не осталось. Был женат на русской балерине Императорского театра, но этот брак оказался бездетным. Не сохранилась и его могила на мусульманском кладбище Дерикой близ Ялты.
Добавлю: всего на военно-гражданской службе в Российской империи, по приблизительным подсчетам, находились четыре генерала – один от кавалерии и три генерал-майора, а также восемь полковников, столько же подполковников, шесть войсковых старшин, немало майоров, ротмистров, штабс-капитанов, есаулов, сотников и хорунжих. Среди них генерал от инфантерии царской армии Лавр Корнилов (1870–1918). Последний Верховный главнокомандующий вооруженными силами Российской империи был сыном отставного хорунжего Егора (Георгия) Корнилова и крещеной казашки-сироты Гульшары Баимбет-кызы из рода керей Среднего жуза. Но это уже другая история.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:52
Эта новость заархивирована с источника 09 Января 2026 05:04 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые



















