Нарушение прав воспитанников детдома и нулевая ответственность чиновников. Почему это стало возможным
Как сообщает Qazaq24.com со ссылкой на сайт Informburo.KZ.
В Казахстане и за его пределами хорошо запомнился скандал, случившийся в июле 2025-го на территории областного детского дома №1, расположенного в элитном районе Алматы Баганашыле. Всё началось с противостояния сирот и представителей правоохранительных органов, выполнявших решение представителей акимата Алматинской области о принудительном переселении воспитанников из Алматы в Конаев. Дети плакали, просили оставить их.
Несмотря на протесты, самых маленьких погрузили в автобусы и увезли. Подростки пытались защитить младших воспитанников, преграждали дорогу автобусам, но силы очевидно оказались неравными. Полицейские заламывали детям руки, один из мальчиков получил травму, девочка потеряла сознание, упала в обморок. Видео о том, как проходил добровольный переезд, попало во все СМИ.
Точку в конфликте поставил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Глава государства в тот же день поручил отменить запланированное переселение воспитанников детского дома из Алматы в Конаев, а акиму Алматы Дархану Сатыбалды взять на баланс города здание детского дома и провести ремонт для продолжения учебного процесса его воспитанников в южной столице.
Более того, пресс-секретарь президента сообщил о решении провести служебное расследование с участием представителей Администрации президента. Казалось бы, всё стало на свои места, нужно лишь извлечь уроки. Но история получила дальнейшее развитие в ноябре.
Ушли сами и вернулись самиПосле скандальной истории с воспитанниками детского дома, вызвавшей резонанс не только в стране, но и за её пределами, свои посты по собственному желанию покинули руководитель управления внутренней политики региона Ерик Абитов и глава управления образования Салтанат Баспаева.
"Абитов освобождён по собственному желанию. Некоторое время он поработал в акимате Конаева. Буквально месяц назад ушёл в частную структуру", – прокомментировал аким алматинской области Марат Султангазиев.
Салтанат Баспаева также покинула пост по собственному желанию. Но уже в октябре приняла участие в конкурсе на вакантную должность, успешно прошла отбор, и её назначили руководителем управления по развитию языков... акимата Алматинской области.
Вместо увольнения по статье – ушли по собственному желаниюНовость о чиновниках, уволившихся по собственному желанию, а потом вернувшихся, хотя и не на прежние места, но вновь на высокие позиции на государственной службе, вызвала у многих казахстанцев возмущение.
"Скандал вокруг детского дома, личное вмешательство президента Касым-Жомарта Токаева… И что мы видим сегодня? Чиновники, нарушившие права детей-сирот, занимают новые государственные должности. Сказать, что это вызывает недоумение – значит ничего не сказать. Речь идёт о людях, одновременно допустивших нарушения прав детей, оставшихся без попечения родителей, казахстанского законодательства и международных конвенций. Вместо увольнения по статье как минимум за дискредитацию государственной службы им дали уйти по собственному желанию", – говорит директор ОФ "ДОМ" Аружан Саин.
Никакой ответственности для чиновников так и не наступило, и общество увидело, что можно провалить работу, нарушить права детей, а потом перебраться на другое тёплое место, сделала вывод глава Добровольного общества "Милосердие".
"О каком доверии к государственной системе защиты может идти речь, когда после трагичных ошибок чиновники продолжают карьеру, будто вообще ничего не произошло. Мы должны честно признать, что подобные решения подрывают веру граждан в справедливость и оставляют детей без защиты", – резюмировала экс-уполномоченный по правам ребёнка в Казахстане Аружан Саин.
Солидарны с Аружан Саин и правозащитники, следившие за развитием ситуации с самого начала.
"Возвращение чиновников на государственную службу вскоре после резонансного скандала имеет правовые, политические и общественные последствия. В правовом поле всё законно, однако в политическом и общественном вызывает вопросы. Уход по собственному желанию создаёт важную юридическую развилку, Значит, у чиновника не было статуса нарушителя, как и дисциплинарных взысканий, ограничений на допуск к службе. Поэтому участие в конкурсе легитимно. Но такие увольнения по собственному желанию воспринимаются обществом как подтверждение того, что решения были символическими, а не реальной мерой ответственности", – подчеркивает юрист Гульшара Сапарова.
Даже если юридически вина чиновников не доказана, общественный запрос связан не с буквой закона, а с моральной ответственностью. Подрывается доверие к кадровым процессам в системе государственной службы, растёт недоверие к конкурсным процедурам.
С точки зрения Гульшары Сапаровой, в конкретном случае политическую ответственность не закрепили, система не показала обновлений, ожидаемых после громких инцидентов. С юридической стороны всё чисто: нет запрета, есть конкурс и процедуры. Однако политически демонстрируется слабая культура ответственности, приводящая к недоверию к госслужбе и усилению разрыва между обществом и государственными институтами.
Чужих детей не бывает
"В марте воспитанники областного детского дома №1 выпустили первое видеообращение. Они жаловались то, что их учреждение переносят в Конаев, просили не забирать у них здание, ставшее для них родным домом. Им пообещали оставить их, но потом переезд всё же состоялся. Я думаю, что такое происходит из-за чёрствости и равнодушия чиновников, которые должны защищать интересы детей. При проведении конкурсных отборов необходимо проводить тесты на эмоциональный интеллект, на готовность искренне помогать людям. Нельзя допускать, чтобы на местах, где решаются человеческие судьбы, работали люди с холодными сердцами", – считает сотрудница Союза кризисных центров Алия Джангужина.
Больше всего от несправедливости страдают представители социально уязвимых групп населения, к которым, безусловно, относятся и воспитанники детских домов. Сталкиваясь с нарушением их прав, они теряют доверие к взрослым, начинают чувствовать себя ненужными обществу.
Переселение воспитанников детского дома рядовые казахстанцы восприняли неоднозначно. Подавляющее большинство людей в комментариях в социальных сетях писали о недопустимости переезда, но находились и те, кто видел в нём плюсы в виде нового современного здания. Зато новость о возвращении чиновников на государственную службу вызвала всеобщее неодобрение.
"Здесь речь не о вере в чиновников, а о вере в людей в целом. Многие воспитанники детских домов ни разу не видели собственных родителей, им довелось пережить самое страшное – предательство со стороны самых близких людей. Заботу о них взяло на себя государство. И вот дети обращаются к президенту с просьбой оставить их в родном для них детском доме, а их вывозят с полицией. Ребятам заламывают руки, малыши плачут. И никто не несёт за это ответственность?" – задаётся вопросом консультант по юридическим вопросам фонда "Равный равному +" Анна Козлова.
И хотя воспитанников детского дома всё же оставили в их учреждении по решению президента, по мнению Анны Козловой, они, как и многие казахстанцы, ожидали, что кто-то понесёт наказание за случившееся.
"Практика, когда вместо увольнения чиновникам дают возможность освободить занимаемую должность по собственному желанию, приводит к крайне нежелательным последствиям. Люди говорят: "Мы не сомневались, что так и будет. Кто-то показательно уйдёт и вскоре получит должность не хуже прошлой". О ситуации в Баганашыле читали и писали в разных странах, люди требовали наказать виновных. Недопустимо спускать на тормозах скандалы с нарушением прав детей, за которых некому заступиться. Замешанные в этой ситуации чиновники сначала уволились, потом беспрепятственно вернулись на государственную службу. Получается, никто не виноват?!" – недоумевает представитель общественной организации "Движение матерей" многодетная мать Ирина Ким.
Руководитель ОО "Преодоление" Оксана Ибрагимова и глава общественного фонда Елена Билоконь проявляют полную солидарность с теми, кто считает насильственное переселение детей (к счастью, несостоявшееся) прямым нарушение прав воспитанников. Они подчеркнули, что, даже добившись справедливости, дети нуждаются в дополнительной поддержке со стороны общества и важно сейчас укреплять в них веру в силу закона и не допускать, чтобы ребята думали, будто их можно безнаказанно обижать.
"Все отзывчивые казахстанцы и настоящие патриоты страны душой находились рядом с воспитанниками областного детского дома. Мы и сейчас рядом с ними. Никто не понёс тогда наказания за случившееся, и это страшно. Но пусть чиновники не думают, что люди забыли о насильственном переселении", – сказал эксперт по доступности Алматы для маломобильных граждан Максим Виноградов.
Представители неправительственных организаций и все неравнодушные казахстанцы по-прежнему следят за развитием ситуации вокруг областного детского дома №1 и решениями кадровых вопросов в акимате Алматинской области.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:94
Эта новость заархивирована с источника 08 Декабря 2025 13:12 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас

"Скандал вокруг детского дома, личное вмешательство президента Касым-Жомарта Токаева… И что мы видим сегодня? Чиновники, нарушившие права детей-сирот, занимают новые государственные должности. Сказать, что это вызывает недоумение – значит ничего не сказать. Речь идёт о людях, одновременно допустивших нарушения прав детей, оставшихся без попечения родителей, казахстанского законодательства и международных конвенций. Вместо увольнения по статье как минимум за дискредитацию государственной службы им дали уйти по собственному желанию", – говорит директор ОФ "ДОМ" Аружан Саин.
"Возвращение чиновников на государственную службу вскоре после резонансного скандала имеет правовые, политические и общественные последствия. В правовом поле всё законно, однако в политическом и общественном вызывает вопросы. Уход по собственному желанию создаёт важную юридическую развилку, Значит, у чиновника не было статуса нарушителя, как и дисциплинарных взысканий, ограничений на допуск к службе. Поэтому участие в конкурсе легитимно. Но такие увольнения по собственному желанию воспринимаются обществом как подтверждение того, что решения были символическими, а не реальной мерой ответственности", – подчеркивает юрист Гульшара Сапарова.
"В марте воспитанники областного детского дома №1 выпустили первое видеообращение. Они жаловались то, что их учреждение переносят в Конаев, просили не забирать у них здание, ставшее для них родным домом. Им пообещали оставить их, но потом переезд всё же состоялся. Я думаю, что такое происходит из-за чёрствости и равнодушия чиновников, которые должны защищать интересы детей. При проведении конкурсных отборов необходимо проводить тесты на эмоциональный интеллект, на готовность искренне помогать людям. Нельзя допускать, чтобы на местах, где решаются человеческие судьбы, работали люди с холодными сердцами", – считает сотрудница Союза кризисных центров Алия Джангужина.
"Здесь речь не о вере в чиновников, а о вере в людей в целом. Многие воспитанники детских домов ни разу не видели собственных родителей, им довелось пережить самое страшное – предательство со стороны самых близких людей. Заботу о них взяло на себя государство. И вот дети обращаются к президенту с просьбой оставить их в родном для них детском доме, а их вывозят с полицией. Ребятам заламывают руки, малыши плачут. И никто не несёт за это ответственность?" – задаётся вопросом консультант по юридическим вопросам фонда "Равный равному +" Анна Козлова.
"Практика, когда вместо увольнения чиновникам дают возможность освободить занимаемую должность по собственному желанию, приводит к крайне нежелательным последствиям. Люди говорят: "Мы не сомневались, что так и будет. Кто-то показательно уйдёт и вскоре получит должность не хуже прошлой". О ситуации в Баганашыле читали и писали в разных странах, люди требовали наказать виновных. Недопустимо спускать на тормозах скандалы с нарушением прав детей, за которых некому заступиться. Замешанные в этой ситуации чиновники сначала уволились, потом беспрепятственно вернулись на государственную службу. Получается, никто не виноват?!" – недоумевает представитель общественной организации "Движение матерей" многодетная мать Ирина Ким.
"Все отзывчивые казахстанцы и настоящие патриоты страны душой находились рядом с воспитанниками областного детского дома. Мы и сейчас рядом с ними. Никто не понёс тогда наказания за случившееся, и это страшно. Но пусть чиновники не думают, что люди забыли о насильственном переселении", – сказал эксперт по доступности Алматы для маломобильных граждан Максим Виноградов.






Самые читаемые



















