Высокий старт Татьяны Третьяковой
Как передает Qazaq24.com со ссылкой на сайт Kazpravda.KZ.
И как призер должна была обо всем поведать, но как женщина восточная делегировала это право своему мужу Альберту Банину. Оказывается, для Татьяны это всего лишь второй чемпионат мира. До этого на международные соревнования, куда наши спортсмены выезжают регулярно, она ездила в качестве организатора, хотя уже опытная спортсменка. Была даже чемпионом Казахстана по ракетному моделированию! Но вот несколько лет назад ввели отдельный женский зачет, и она решила попробовать. Получилось! Заодно и супруга своего «перелетала»! А он в моделизме с 1973 года. Ветеран самой малой авиации рассказал, что этот не такой уж известный у нас вид спорта в США, например, по популярности занимает второе место. И уже 30–40–50 лет наши спортсмены дружат с коллегами из разных стран, а без хорошей физической подготовки ничего не добьешься, ведь за день соревнований приходится пройти⁄пробежать до тридцати километров!
Что касается команды в целом, то в этом году помимо Татьяны и Альберта (они из Караганды) участвовали еще Олег Репников (ему помогала жена Марина) и два Сергея: Подлесный и Астрелин. Первый тоже был с помощницей – дочерью, а второй – мой сегодняшний собеседник. От него я узнал подробности о чемпионате, о том, кто такие «зайцы» и какие приключения их поджидали на этих соревнованиях.
И вот что я узнал. В этом году чемпионат проходил в румынском городе Салонта, что совсем недалеко от венгерской границы и в 600 км от Бухареста, куда и прибыли наши спортсмены. Загрузились в заранее зафрахтованный автомобиль и отправились в город Орадя, где был забронирован отель, ибо в самой Салонте поселиться возможности не было. Благо до места соревнований недалеко, около 40 км. На чемпионат приехали представители 38 стран, которые соревновались в четырех классах. Наши участвовали в трех: F1B – резиномоторные, F1C – таймерные с двигателем внутреннего сгорания и F1Q – это тоже «таймерки», но «электролеты», недавно появившиеся среди свободнолетающих. Свободнолетающие они потому, что никак с земли не управляются. И после того как мотор отработает положенное ему время, самостоятельно перестраивают свою конфигурацию, превращаясь, по сути, в планер, который должен отлетать положенное ему время. Единственная связь – это аварийная кнопка, которая по радиосигналу позволяет прекратить полет. Значит, все настройки нужно сделать на земле, учитывая все тонкости предстоящих стартов, а это приходит только с опытом. Например, самолет класса F1C имеет моторчик, работающий на ядовитом метаноле. Двигатель раскручивается до впечатляющих 30 000 оборотов в минуту, издавая победный вой, а проработать он должен не более четырех секунд (иначе попытку не засчитают), доставив вертикально взлетающий самолет как можно выше, где он по команде таймера сложит винт, расправит крылья и превратится в планер. Очень важно «поймать погоду». У многих спортсменов есть специальные метеостанции. Другие ориентируются на друзей-соперников.
Сергей рассказывает о двух своих неудачных пусках:
– Я полетел, все на меня посмотрели, весь чемпионат мира. Посмотрели, что я никуда не попал, потоков нет, я не отлетал. А потом, когда уже действительно хороший поток пошел, мощный, все взлетели и отлетали. Ну вот я и стал «зайцем». Так это называется!
А в другой раз такой выскочкой оказалась известная и уважаемая спортсменка, вслед за которой взлетели многие (она же знает, когда стартовать!), и все они сорвали попытку. Мой собеседник тоже попался на эту «провокацию» и теперь гадает, случайность это была или тактический ход…
А еще важна психологическая подготовка. И когда ее не хватает, случается, по рассказу Сергея Астрелина, такое:
– Я вышел на старт. Жду погоды. Так же как и остальные 30 спортсменов-участников. Погода пришла. Все вокруг начали заводить моторы. Естественно, и я. Становлюсь на исходную. И когда мой палец лег на столбик на хвостовой балке, я понял, что самолет выпускать нельзя. И в нормальных условиях дома, на тренировке, естественно, я бы заглушил двигатель и никуда бы ничего не полетело. Но поскольку 30 тысяч оборотов у меня в руках воют, и так же воют еще с десяток рядом, такой рев стоит, что просто капец. И все взлетают. А я держу палец на столбике, который стоит неправильно, нельзя самолет выпускать. Но поскольку все летят, я машинально выпускаю самолет! Я его выпускаю и тут же жму на кнопку (ту самую, аварийную!), потому что понимаю, что я совершил ошибку. Я жму на кнопку, он раскрывается, скорость огромная, и он начинает разрушаться в воздухе от перегрузки. Короче, на землю долетает уже то, что в воздухе сломалось.
Но самое интересное то, что, лишившись самолета, спортсмен не сорвал эту попытку. Ведь прошло меньше 20 секунд, значит, можно продолжать, если есть другой самолет. Запустил его, и все прошло удачно.
А в целом, считает Сергей, таймерные модели с двигателем внутреннего сгорания постепенно сдают позиции. Как и на земле, где все чаще мимо нас проносятся бесшумные электромобили, электролеты оказались более приятными в обращении и «дружественными» по отношению как к спортсменам, так и к зрителям.
Чемпионат остался позади со всеми радостями и неприятностями. Организация оказалась на высоте! Татьяна радуется призовому месту. Мужчины недовольны: на прошлом ЧМ во Франции команда была шестой, а в минувшем году на чемпионате Азии Сергей Астрелин и вовсе стал чемпионом! Нынче команда оказалась в середине турнирной таблицы. Но впереди новые старты, и никто от них отказываться не собирается! Только хочется им хоть какой-нибудь господдержки: уж больно дорого все делать за свой счет!
Другие новости на эту тему:
Просмотров:119
Эта новость заархивирована с источника 21 Ноября 2025 00:31 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые



















