Цифровой тенге криптовалюта или наше будущее? Что это такое и зачем он нужен
Qazaq24.com, ссылаясь на сайт Orda.kz, отмечает.
Цифровой тенге в Казахстане уже запущен и постепенно внедряется в государственные механизмы. Его называют и казахстанским биткоином, и заменой наличных денег. Ни то, ни другое — не правда. Что такое цифровой тенге на самом деле и какую роль он должен сыграть в финансовой системе страны, разбираемся в материале Orda.kz.
Почему появилась идея цифровой валютыИнициатива по созданию цифровых валют центробанков (CBDC) появилась в конце 2010-х и развивалась децентрализованно, без участия крупных международных организаций. Центральные банки, стремившиеся реализовать проект в своих странах, придерживались общих, хоть и нигде не прописанных принципов. Они предполагали, что обычные коммерческие банки, до сих пор выступавшие ключевым элементом любой национальной финансовой системы, будут делиться частью своих функций с центробанками. В самом радикальном варианте ЦБ и вовсе оставался бы единственным игроком на рынке. Более мягкие подходы подразумевают сохранение коммерческих банков в цепочке транзакций, но только в качестве «обслуживающего персонала», проводящего операции, — счета конечных пользователей при этом открываются напрямую в ЦБ и больше напоминают криптокошельки.
Главное, что объединяло все подходы и модели, — работа CBDC на технологии блокчейн. Однако работает она не как обычно, то есть не как в криптовалютах. В своё время блокчейн придумали, чтобы избавить альтернативную финансовую систему, построенную на криптовалютах и токенах, от взаимодействия с государством и особенно с центробанками. Все владельцы той или иной криптовалюты обрабатывали каждую проведённую в ней транзакцию, каждый платёж. Без подтверждения от всех участников операция не засчитывается. За обработку транзакций полагается плата в виде определённого количества криптовалюты — это и есть майнинг. Систему без участия государства назвали децентрализованной.
Такой подход радикально отличается от традиционного финансового мира, в котором контроль над существующими деньгами и выпуск новых монополизировали центробанки. Но в случае с CBDC блокчейном заведуют именно они, что делает новый вид денег таким же централизованным, как и привычные нам наличные и безналичные. Все центробанки, запускающие свои цифровые деньги, подчёркивают: это не криптовалюта.
Наибольшее внимание в последние годы было приковано к крупнейшим экономикам мира: США, еврозоне, Китаю. Однако первым результата добилось маленькое островное государство в Карибском бассейне — Багамские острова. В октябре 2020 года местный центробанк запустил собственную цифровую валюту, которую назвал Sand Dollar (песчаный доллар). Тогда это выглядело, как локальный эксперимент небольшой островной экономики. Однако уже через несколько лет CBDC перестали воспринимать как экзотику. В 2022 году Федеральная резервная система США опубликовала документ о возможности создания цифрового доллара. Однако ограничилась анализом рисков и преимуществ. Ключевые формулировки в американских документах звучали так:
ускорить и удешевить платежи; сохранить роль доллара в мире, если цифровые валюты других стран начнут вытеснять его из расчётов; улучшить финансовую доступность; усилить борьбу с нелегальными потоками валюты; обеспечить технологическую готовность «на всякий случай».В итоге к 2026 году США цифровой доллар так и не запустили. Казахстан же не ограничился обсуждениями, цифровой тенге уже встроен в отдельные налоговые и бюджетные процессы. Работа над проектом началась ещё в 2021 году. Пилотные сценарии были протестированы в 2023–2024 годах, а поэтапное расширение функционала и подключение банков продолжается. Полноценный масштабный запуск для широкой аудитории запланирован после завершения законодательной и технологической настройки платформы.
Смена привычной логикиВозникает логичный вопрос: разве деньги на счетах, которые отображаются в банковских приложениях, уже не цифровые? Ведь за ними тоже стоят нули и единицы. Да, но разница принципиальная. Сегодня, когда вы оплачиваете товар по QR-коду или через мобильное приложение, деньги списывают с вашего банковского счёта. Это обязательство коммерческого банка перед вами. Вы как конечный пользователь не видите длинной цепочки, по которой ваши деньги «путешествуют» дальше по экономике, и часть из них в конечном итоге оказывается на счетах в Нацбанке. Коммерческий банк проводит расчёты, обеспечивает перевод средств и несёт ответственность за их учёт. Цифровой тенге устроен иначе, в ответе на наш вопрос Нацбанк объясняет:
«Цифровой тенге представляет собой цифровую форму национальной валюты в дополнение к наличным деньгам и средствам на банковских счетах. Замена цифровым тенге наличных денег и безналичных средств расчёта не рассматривается».
Эту систему взаимодействия с цифровой валютой регулятор называет двухуровневой моделью:
«Цифровой тенге выстроен на основе двухуровневой модели финансового рынка, в рамках которой взаимодействие с конечными потребителями — физическими и юридическими лицами — обеспечивается банками-участниками финансового рынка. Открытие и ведение счетов физических и юридических лиц также обеспечивается БВУ. Таким образом доступ юридических и физических лиц к цифровым счетам осуществляется через инфраструктуру обслуживающего банка».
Это означает, что цифровой тенге выпускается Национальным банком и будет только его обязательством — так же, как и наличные деньги. Однако доступ к нему для граждан обеспечивается через банки второго уровня. Они открывают и ведут счета, а пользоваться цифровым тенге можно через привычные мобильные и web-приложения. Иными словами, Нацбанк выпускает цифровые деньги и определяет правила системы, а коммерческие банки в этой схеме будут выступать «окном».
Почему именно НацбанкПочему управление не передали в коммерческие банки? Если говорить прямо, государству нужны деньги, которыми можно управлять.
Цифровой тенге изначально запускали как инструмент, который позволяет регулятору напрямую контролировать и наблюдать за движением средств в рамках установленных правил. Такой механизм предполагает централизованный контроль, поэтому его невозможно передать коммерческим банкам. Это означает следующее:
регулятор видит архитектуру движения средств напрямую; государство может встраивать условия в платёж; бюджетные деньги становятся маркированными (отслеживаемыми).Иными словами, часть средств может быть технически ограничена в использовании. Деньги, выделенные на субсидии или оплату госзаказа, нельзя будет потратить ни на что другое. Как это работает на практике, разберём дальше.
Фото: Orda.kz
При этом банковский сектор традиционно чувствителен к расширению роли государства в финансовой инфраструктуре. Ранее представители банков указывали, что активное участие государства в цифровизации и финансировании может создавать дополнительную конкуренцию частным игрокам и менять баланс на рынке. Эту позицию мы описали в материале «Банкиры возмущаются, что государство заходит в цифровизацию и кредитование».
Как биткоин, но не криптовалютаВ Нацбанке уточняют, что платформа цифрового тенге работает с использованием технологии блокчейн.
«Это позволяет реализовать инновационные свойства цифрового тенге — программирование и формирование смарт-контрактов».
При этом система остаётся централизованной: правила её работы определяет Нацбанк. Блокчейн используют не как инструмент децентрализации, а как технологическую базу. В основном для фиксации записей, отказоустойчивости и постоянной работы системы.
Со слов Нацбанка, одной из особенностей цифрового тенге, которая отличает его от привычных расчётов через коммерческие банки, будет возможность проведения офлайн-платежей. То есть расчёт может быть даже без подключения к интернету. Сейчас эти сервисы тестируют.
В Нацбанке приводят пример сделки при покупке автомобиля:
«Цифровой тенге будет программироваться покупателем с условием перечисления средств продавцу за приобретение автотранспорта только при перерегистрации прав на автотранспорт на покупателя».
В госсекторе механизм будут применять ещё жёстче.
«В рамках строительства автодорог запрограммированные цифровые тенге могут быть направлены только тем подрядчикам, которые соответствуют конкретным параметрам договора закупок»,пояснил регулятор.
До выполнения условий средства нельзя использовать иначе. После выполнения ограничения будут снимать. Фактически деньги становятся частью механизма контроля исполнения обязательств.
Принципиальное отличие от биткоина и любой другой криптовалюты — в уровне прозрачности и регулирования. Если биткоин построен на публичной, децентрализованной сети без единого управляющего центра, то цифровой тенге находится в юрисдикции государства. Нацбанк подчёркивает:
«На цифровые тенге распространяется режим банковской тайны, а также законодательство в сфере защиты персональных данных».
Финансовый аналитик Арман Бейсембаев считает, что сама по себе цифровизация не решит проблему коррупции, но усложняет схемы обхода:
«Цифровизация способствует снижению уровня коррупции. Это не панацея и не манна небесная. Но по сравнению с тем, что есть сейчас, это большой шаг вперёд. Найти обходной путь становится кратно сложнее, потому что всё можно отследить».
По его словам, уязвимость можно найти в любой системе, но цифровизация поможет такие схемы сделать заметнее.
Иллюстрация сгенерирована нейросетью
Где это уже работает
Общий объём выпущенных цифровых тенге в рамках государственных проектов составляет около 336 млрд тенге. К платформе подключены девять участников, включая комитет госказначейства, БЦК, Halyk Bank, Евразийский банк и ForteBank.
Один из наиболее показательных кейсов — пилотный проект по маркировке НДС в госзакупках. Со 2 февраля 2026 года действует приказ Министерства финансов, которое запустило использование цифрового тенге с маркировкой суммы налога. По сути речь идёт о техническом ограничении части средств.
«Цифровой тенге в его маркированной части может быть использован для уплаты НДС либо для расчётов в рамках цепочки поставок».
На практике всё выглядит так:
Поставщик получает оплату по госконтракту. Средства переводятся в цифровой тенге. Система автоматически маркирует сумму НДС. Эти деньги нельзя потратить ни на что, кроме налоговых обязательств.Именно благодаря этому механизму, как утверждают в Минфине, удалось сократить процедуру возврата налога.
«Участникам пилотного проекта уже вернули НДС на 95,6 млн тенге в течение 10 дней (вместо 75–90 дней) без применения системы управления рисками и проведения налоговых проверок».
При этом цифровой тенге пока не приспособлен для кредитования — только для расчётов. Традиционно в выдаче займов активно участвуют коммерческие банки, которые создают новые деньги на базе уже существующих. Теоретически то же самое мог бы делать Нацбанк, но речь об этом сейчас не идёт ни в Казахстане, ни в других странах.
Риски при внедрении цифрового тенгеС преимуществами цифрового тенге в целом понятно. У любой финансовой инновации есть и спорные моменты — риски. В аналитическом обзоре Halyk Research о внедрении цифрового тенге отдельно перечисляют риски, которые важно учитывать на этапе масштабирования.
Риск № 1 — люди просто не поймут, зачем он им
Парадокс в том, что цифровой тенге может быть технически готов, но массово не взлететь, если граждане будут воспринимать его как ещё одно приложение или, наоборот, как новый инструмент контроля. В обзоре прямо указывается на проблему:
«Среди граждан пока что не выработалось чёткое понимание природы ЦТ в связи с его сложной технологической структурой. Поэтому важно усилить коммуникации не только со стороны монетарного регулятора, но и со стороны государственных органов, банков, финтех-компаний и других заинтересованных сторон».
Этот риск описывали в середине 2024 года, но он актуален и сегодня.
Риск № 2 — право и доверие: баланс между прозрачностью и приватностью
Вторая зона риска — юридические рамки и защита прав пользователей. В том же обзоре авторы подчёркивают: пользователи могут воспринимать новый вид денег как репрессивный инструмент государства.
«Ключевой момент здесь — обеспечение правильного баланса между прозрачностью и анонимностью, чтобы ЦТ не воспринимался людьми и бизнесом как средство контроля за их транзакциями. Не обойтись и без регуляторных мер, которые будут направлены на поддержку ЦТ и предотвращение возможных злоупотреблений»,отмечают специалисты.
Риск № 3 — «стресс-сценарий»: а что если все побегут в цифровой тенге
В момент паники или шока спрос на цифровой тенге может резко вырасти как более «надёжный», раз это обязательство Нацбанка. И в таком случае системе нужны заранее проверенные сценарии, чтобы она выдержала нагрузку. На это обращают внимание и в связке с FSAP/оценками Международного валютного фонда — необходим более детальный анализ спроса, в том числе в стрессовых условиях, когда спрос может резко подскочить.
Риск № 4 — банки и депозиты: возможен отток, а конкуренция усилится
Если цифровой тенге станет удобным «госкошельком», у части людей возникнет вопрос: зачем держать деньги на депозите, если есть прямой инструмент центрального банка. Halyk Finance прямо пишет:
«Банкам уже сейчас необходимо думать о том, как они будут реагировать на возможную потерю клиентских депозитов и усиление конкуренции по мере того, как новые игроки (финтех-компании) интегрируют свои системы с ЦТ».
Если архитектура поменяется, изменится и борьба за клиента и привычная экономика банковского сектора.
Риск № 5 — трансграничные и серые сценарии: криптоперетоки капитала, давление на курс
Ещё один пласт рисков связан с тем, как цифровой тенге будет жить рядом с крипторынком и трансграничными операциями. В обзоре упоминают прямую конвертацию с криптоактивами, возможные перетоки валюты и капитала, волатильность обменного курса и т. д. Чем больше сценариев использования, тем больше вопросов к валютному контролю и финансовой стабильности.
Риск № 6 — киберустойчивость и операционные сбои: система должна жить 24/7
И последняя, но критичная зона — устойчивость самой платформы: киберриски, бесперебойность, готовность к масштабированию. В свежем обзоре МВФ про цифровой тенге пишут о необходимости юридической определённости, приоритета сценариев и учёта технической ёмкости и киберустойчивости, а также о необходимости тестировать безопасность по мере расширения системы.
Это хайп или необходимостьЦифровой тенге — это шаг в сторону более управляемых денег. Его уже используют в государственных проектах и налоговых механизмах. Пока это контролируемые сферы — госконтракты и оплата налогов. Арман Бейсембаев считает, что происходящее — это прежде всего обкатка технологии:
«Это только начало. То есть когда мы придём ко всеобщему использованию именно цифровых денег, всего лишь вопрос времени».
По его словам, цифровые деньги — логичное продолжение эволюции расчётов. Сначала наличные, затем безнал, теперь — программируемая форма национальной валюты. Расширение применения будет постепенным. От государственных контрактов к социальным выплатам, субсидиям, кредитным программам и другим массовым механизмам.
При этом сама технология программирования означает, что деньги могут использовать только по заранее заданным условиям. Теоретически такой механизм можно применить шире — например, задать правила, на что конкретная выплата может быть потрачена, а на что нет. Сейчас эта опция есть только у государства, но в будущем может стать доступна любому человеку или компании. Это усиливает контроль за целевым расходованием средств, но одновременно меняет привычное понимание денег как полностью свободного инструмента.
Пока цифровой тенге используют там, где государству важно отслеживать бюджетные потоки и снижать риски злоупотреблений, многих это будет устраивать. Но по мере масштабирования неизбежно встанет вопрос: останется ли программируемость инструментом точечного применения или станет универсальным механизмом регулирования финансовых потоков. Ответ на этот вопрос будет зависеть уже не от технологии, а от решений регулятора и практики её использования.
И в этом смысле цифровой тенге — не хайп и не модный тренд. Это изменение архитектуры денег. Насколько глубоко оно повлияет на экономику и повседневные расчёты, станет понятно только после перехода от пилотов к полноценному внедрению.
Читайте также:
Наше будущее: хватит ли Казахстану нефти на 40 лет и кому она тогда будет нужна? Цифровая маркировка вскрыла теневой оборот лекарств в Казахстане «Он знает обо мне всё»: как люди доверяют нейросетям свои тайны, и чем это грозит
Другие новости на эту тему:
Просмотров:64
Эта новость заархивирована с источника 20 Февраля 2026 09:03 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Казахстана
Казахстанское телевидение
О нас








Самые читаемые



















